Каждый раз, начиная планирование очередного путешествия, я первым делом составляю карту рынков в городах, которые мы планируем посетить. Это моя прелесть, слабость, мое все. Не могу удержатся, чтобы не окунуться в шумные, запашистые торговые ряды, затеряться среди разномастной толпы, неспешно бродить вдоль прилавков с колоритными продавцами, отчаянно торговаться с бабками-продавалками, пробовать местный стрит-фуд. Ближе к обеду, когда солнце близится к зениту, а народа заметно убавляется, счастливым, довольным и сытым с полными пакетами покупок, едва передвигая ноги от усталости, прийти в арендованное обиталище. В тени веранды, не торопясь разобрать приобретённое, приготовить ужин из местных даров, или закрутить заготовочку для предстоящей длинной уральской зимы.
Вот только домашние не разделяют моей страсти. Рано утром я, звеня начищенными копытами и шурша с вечера подготовленными пакетами, толплюсь у входной двери, а остальные только просыпаются. Дочь привычно ворчит: «Че опять на рынок что ли? ты же обещал в океанариум». «Солнышко, а тебе не жалко, как бедные рыбки в тесных аквариумах мучаются». «Нет папа, давай лучше посмотрим, как бедным рыбкам головы и кишки на прилавках рубят!» Жена тоже от рынков не в восторге и предпочитает крупные супермаркеты с широкими проходами, но потакает моей слабости, хоть и делает это очень цинично: «Не расстраивайся катюша, сейчас мы папу отвезем, запустим, так скажем, козла в огород, а сами поедем купаться на Белую скалу, а после обеда его заберем и тогда в океанариум. Папа нам за это сделает вечером вкусного мяса на вертеле.
К сожалению, настоящих рынков-базаров становится все меньше, они теряют свою пестроту, прячутся за безликие бетонные корпуса, за холодные стеклянные витрины, за прилавком скучают безразличные тетки неопределённого возраста. Поэтому я бережно храню в памяти правильные рынки и, радуясь как ребенок, когда по прошествии нескольких лет судьба опять забрасывает меня в знакомый уже город, и гуляя по рынку вижу, что ничего не поменялось, атмосфера также волшебна и удивительна.
Говорят, что первую любовь человек помнит всю жизнь, с рынками та же петрушка. Сколько их у меня было больших и маленьких, ароматных и вонючих, крикливых и степенных: пронзительно холодный Крестьянский рынок в Якутске с поленницами чира и нельмы, обжигающе знойный и приставучий Сиабский рынок в Самарканде с невообразимыми сладостями и запахом специй, вкусные рынки Кав Мин Вод с пряными травами и свежими сырами, базар в Алматы с рядами корейский салатов и анатомическим театром из конины.
Центральный рынок в городе Темрюк был первым. Ничем не примечательный, недалеко от автостанции, с удобным подъездом. Небольшой, с четким зонированием товаров, не крикливый и без толчеи. Степенные казачки-продавцы не хватают тебя за руку, не навязывают товар, за исключением, пожалуй, несколько экспрессивных продавцов вяленной рыбы. Отдыхая в курортных городах Кубани, мы непременно приезжали сюда за свежей рыбой, ароматным маслом, горячим хлебом, за свежей зеленушкой «Еще утром в огороде росла, всю сорвала, половину себе оставила половину на базар принесла». Прошло уже почти 10 лет как я побывал там впервые и, возвращаясь сюда снова и снова, с удовольствием замечаю, что рынок не теряет своего своеобразия.
Продолжение следует...