Найти в Дзене
МОП «Азбука.kz»

Практические возможности геометрии сценического пространства

Практические возможности геометрии сценического пространства, как основа достижения максимального этического, нравственного, воспитательного результата во внеклассной, творческой работе с детьми

Кольченко Лариса Петровна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего квалификационного уровня, стаж 23 года. КГУ «Гимназия «БЭСТ» государственного учреждения «Отдел образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск
Кольченко Лариса Петровна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего квалификационного уровня, стаж 23 года. КГУ «Гимназия «БЭСТ» государственного учреждения «Отдел образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск



«Практические возможности геометрии сценического пространства, как основа достижениямаксимального этического, нравственного, воспитательного результата во внеклассной,творческой работе с детьми»г. ПетропавловскКГУ «Гимназия «БЭСТ»педагог дополнительного образования, режиссер-сценаристКольченко Лариса ПетровнаИ педагогика творчества, и технология воспитания этической культуры учащихся ставятперед современным педагогом задачу: в течение учебного года неоднократно организовыватьвнеклассные мероприятия, цель которых: воспитание в каждом ученике творческой личности счёткими нравственными установками. Для этого педагогу приходится выполнять роль исценариста, и режиссёра.1 -ый этап – создание сценария – всем вам давно известен и зависит от вашей смелости икреативности. Предположим, вы уже создали сценарий, придумали действующих лиц и основнуюсюжетную линию, продумали те этические диалоги героев, в которых создаётся ситуациянравственного выбора. И вот, перед вами встаёт2 – ой этап – постановочный. И здесь начинаются проблемы и трудности, когда педагог – какрежиссёр – не может достичь максимального постановочного и нравственного результата: в силусвоей режиссёрской неопытности и отсутствия знания нюансов геометрии сценическогоискусства.Чтобы помочь вам в решении этих проблем, сегодня я предлагаю вам небольшоепрактическое занятие по изучению «геометрии сцены».Итак, начнём с того, что сидящий в зале зритель воспринимает схему расположенияактёров в зеркале сцены неодинаково. Человеческий мозг устроен так, что мы любую возникшуюперед нами картину разглядываем: слева направо; снизу вверх.Если мысленно разбить зеркало сцены на секторы, то зона зрительского внимания будетвыглядеть приблизительно так.А зона активного зрительского внимания будет ещё меньше.А теперь ответьте сами на вопрос: если концерт ведут двое ведущих, один из которыхимеет высокий рост, а другой небольшого роста, какое расположение ведущих на сцене –правильное,гармоничное для зрительского восприятия?..Правильный ответ: второй вариант.

Чтобы ваша сценическая постановка имела этический, нравственный и воспитательныйрезультат, в ней обязательно должны быть действующие лица положительного и отрицательногозначения, конфликт которых и приведёт зрителей к ситуации нравственного выбора.Давайте представим, что герои, несущие добро – это белые кубики в сценическойгеометрии, а несущие зло – чёрные кубики.Как, по –вашему, - оценит зритель такую ситуацию на сцене?..Это ситуация монотонности добра на сцене. Зритель очень быстро заскучает. Поэтому,например, во время театрализованных линеек, внимание учащихся – зрителей быстрорассеивается. А во время большого спектакля – при монотонности добра на сцене – через 17-18минут внимание публики будет безнадёжно потеряно.А теперь – исторический пример. В 1927 году К.С. Станиславский создаёт в МХТпостановку по пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро». В пьесе люди из простонародья (Фигаро ислужанка Сюзанна) противопоставлены графу Альмавиве. Станиславский хотел показать, чтопростой народ побеждает нравственно своих врагов-господ. Для этого он разработалгеометрически – новую мизансцену. В декорациях графских владений были сделаны очень узкиеворота. Когда толпа народа врывается через эти ворота и быстро занимает все пространствосцены, создаётся картина народного торжества, его победы.Вывод: монотонность добра на сцене возможна, но только ненадолго, и если она оправдана ходомсюжета.А теперь вот такая ситуация на сцене. Что она означает для зрителя?..Это беда современного театра. «Чернуха». Негатив. Принесёт только отрицательный результат внравственном и этическом плане. Для воспитательной работы со зрителем не годится – один вред.А теперь ответьте сами: в такой сценической схеме кто побеждает: добро или зло?..Ответ: Победа зла. Герой, находящийся справа – более значим для зрительского внимания.Ответьте, кто побеждает теперь?..Ответ: победа добра.

Представим ситуацию посложнее: зло – справа; добро, находящееся слева, встало нанебольшое возвышение (например, ступень авансцены). Как вы это оцените?..Ответ: Зло побеждает буквально, фактически (потому, что оно справа), но добро становитсягероем, совершает подвиг, то есть побеждает нравственно. Это торжество добра в подвиге.А как вы оцените такую ситуацию?..Ответ: Развитие конфликта. Неопределённость ситуации. Никто пока не побеждает. Ситуациядиспута.А что происходит на сцене при такой геометрической схеме?..Ответ: это жёсткий конфликт. Ситуация нападения на добро, опасности, угрозы.А теперь поговорим о сложной геометрической ситуации: массовая сцена; силы добра и злаперемешаны. Как заявить победу добра?..Ответ: через использование геометрических декораций, которые могут поднять побеждающегогероя вправо – вверх. Для этого можно использовать лестницу, подиум, стремянку и т.д.Завершая наш разговор о скрытом языке геометрических, постановочных схем, хочупривести вам интересный исторический пример.В России в 19 веке впервые была поставлена античная пьеса Софокла «Электра». Электра – дочьпреступной царицы Клитенместры, которая убила своего мужа и возвела на престол своеголюбовника Эзгифа. В течение пьесы Электра пытается добиться правды и отомстить матери засмерть отца. Самый трагический момент пьесы, - когда силы зла побеждают, и надежды на победудобра нет, - был оформлен такой геометрической схемой:Внизу располагался хор в белых одеяниях, который поддерживал Электру в её горе. Сама Электра,одетая во всё чёрное, стояла внизу, возле лестницы. Вдоль сценической стены снизу вверхподнималась высокая лестница, на верхней ступени которой стояла одетая в яркое одеяние мать,которая громко хохотала, издеваясь над чувствами дочери.Вот яркий пример, как использование в скрытой геометрической схеме сценической лестницыприводит к усилению символического торжества сил зла или добра на сцене.

Итак, уважаемые коллеги, вам стало ясно, как важен в постановочной работе язык скрытыхгеометрических схем. Надеюсь, что эти знания помогут вам достичь во внеклассной, творческойработе с детьми максимального нравственного, этического, воспитательного результата. Желаювам творчества, креативности и новых ярких успехов в воспитательной, внеклассной работе!