Поговорим об одной из самых известных моторных лодок Советского Союза.
Сначала плюсы. Минусы озвучим в конце статьи. Они тоже, есть...
Основные характеристики лодки "Крым":
Длина 430 см.
Ширина 160 см.
Угол килеватости на транце 4.5 гр.
Масса 190 кг.
Грузоподъемность 400 кг.
Макс. допустимая мощность 30 л.с.
Производство этой легендарной лодки началось в 1970 году. У многих моих знакомых есть "Крым"-ы, которым по 30-40 лет. Моя лодка 1990 года рождения (фото будет ниже)
Купил в 2011 году. И пока нет планов, менять "Крым" на другую лодку. За последние 40 лет каких только лодок у меня не было... А эта "посудина" прижилась надолго.
Подходит под мои условия рыбалки — и под мой домашний водоём (живу на берегу Оби, в Алтайском крае).
Условия применения лодки Крым.
Лодка у меня, для рыбалки на спиннинг в верховьях Оби.
Рыбачу и недалеко от города. Или ухожу на несколько дней, вниз или вверх по реке (километров на 80-120). Вот статья о ночёвке, в этой лодке.
После покупки, пару месяцев ходил под пятнадцатым "Мерком", оставшимся от ПВХ лодки.
Даже с таким мотором, "Крым" выходит на глиссирование с двумя людьми и небольшой загрузкой вещей. Когда один человек (водитель) сидит у кормы.
"Крым" вообще любит кормовую загрузку. Если основной вес груза сзади — лодка глиссирует, как говорят "на пЯточке".
Максимально разрешённая мощность мотора для "Крыма" 30л.с. Иногда ставят 40 или даже 50 (если ГИМС не возражает).
Но больше 40 л.с. смысла нет. Скорость выше 55-58 км/час., вряд ли сможете поднять.
На своём Suzuki DT 30, по гладкой воде и на штатном винте, с шагом 13, я смог разогнаться только до 49 км/час.
Мне хватает. Лодка у меня, для рыбалки. Да и я не гонщик.
Кому интересно - посмотрите это видео: Экспериментирую с гребными винтами разного шага.
С винтом шаг 12 (Solas) мотор на этой лодке - легко выкручивает 6000 оборотов.
Скорость при этом, не поднимается выше 36-37 км/час. (если один в лодке, с малой загрузкой - по гладкой воде).
Но в режим глиссирования - выпрыгивает, просто мгновенно. Это у меня, "грузовой" вариант винта.
Лодка "Крым" изготовлена из АМг 5 (алюминиево-магниевый сплав). От дюралюминия (из которого делали большинство советских клёпаных лодок) АМг отличается высокой пластичностью.
При сильных ударах, этот материал гнётся, а не ломается, как бывает с дюралюминием (Д16) из которого делали клепаные лодки.
Крышку моторного отсека (он проектировался так, чтобы можно было в него убирать мотор, на время хранения) я не использую.
Без неё, в этом отсеке, можно расположить не только бензобаки, но и множество вещей — которые могут выпирать вверх. А крышка бы не позволила.
То, что нет самоотливного рецесса - я не считаю проблемой. Да, немного попадает дождь. Иногда и волна, если прошёл огромный катер, а "Крым" ошвартован кормой к волне.
Но, между кокпитом и этим отсеком есть герметичная переборка. Да и электропомпа работает исправно. Так что, отсутствие самоотливного рецесса на этой лодке не пугает.
Корпус лодки "Крым" сварной (клёпки у него, только по привальному брусу — в надводной части).
Поэтому, с возрастом, эти лодки не начинают пить воду.
В кокпите (его размеры 2.05 х 1.3 м.), достаточно много места, несмотря на скромные размеры самой лодки. Для рыбалки одному или вдвоём здесь вполне удобно.
"Крым" хорошо подходит для различного тюнинга. Его можно не только пилить и сверлить (но всё таки, старайтесь поменьше "кромсать" лодку) — но и заварить потом, если не там просверлили.
Скажете, что только хвалю "Крым"?
Нет ))) Про минусы будет в конце статьи.
Если интересно, вот статья о том, как красили лодку. Про обработку корпуса, выбор краски... Потом был небольшой тюнинг (тент, сиденья и проч...).
Тут показана только первая половина тюнинга. Вот несколько фото (можно листать)
Корпус лодки очень прочный и надёжный.
Несмотря на, не самое толстое (по сегодняшним меркам) днище (2мм.) - "Крым" выдерживает удары на большой волне (до 0.75м. высотой). Правда, пассажирам, во время прохождения волн, не позавидуешь )))
Форштевень "Крыма" не гнётся и не ломается, при ударах о незамеченный топляк или при жестком причаливании в берег.
Грамотно посчитанные, широкие брызгоотбойники не допускают никакого забрызгивания на волне. Стекло угловатой, устаревшей формы, но свои задачи выполняет.
Минусы... (а как же без них)
Транец "Крыма" желательно усилить, даже если мощность мотора не превышает разрешённые 30 л.с.
И следите за этими местами соединения транца с корпусом. Без усиления, они могут лопаться (появляются трещины).
Несмотря на высочайшую коррозийную устойчивость АМг, в местах контакта алюминия с большинством металлов может возникнуть электрохимическая коррозия алюминия (хоть и случается это нечасто).
Во время тюнинга лодки старайтесь не применять других металлов, кроме алюминиевых сплавов.
Помните, нержавеющая сталь провоцирует электрокоррозию АМг. Если так необходима сталь, то уж лучше обычная (черная). Ещё лучше оцинкованная.
Единственный, реальный минус лодки — его малая килеватость. Но, если бы у "Крыма" было градусов 8-10 килеватости на транце, то он бы уже не ходил так легко, под малыми моторами.
Статья о том, как мы делали удобный, надежный тент для лодки "Крым".
Есть ещё один минус у этой лодки: Крутой поворот, на скорости — не для "Крыма".
Заходя в поворот, скорость надо снизить и поворачивать аккуратно. Иначе будете дрифтовать. Эта лодка, не для катания лыжника и не для гонок. Её назначение: рыбалка и семейный отдых. С этими задачами "Крым" справляется на отлично!
Желаю удачи на воде и трофеев на рыбалке! Ваш "Лодочник".