Найти тему

Почему теория эволюции стала синтетической

Когда Дарвин излагал свои эволюционные воззрения, то делал это, опираясь на свои натуралистические наблюдения, логику и аналогию с сельским хозяйством. В середине XIX-го века генетики не было, а наука о клетке находилась в зачаточном состоянии. Поскольку дарвинизм во многом носил умозрительный характер, включал ряд допущений, его часто критиковали.

Единственной практикой, которая подтверждала теорию Дарвина, было сельское хозяйство, в котором наглядно просматривалась творящая сила отбора.

Однако время шло, появлялись биологические науки, черпающие данные из полевых, лабораторных исследований, статистического анализа. В начале XX века были переоткрыты генетические законы Менделя, возникла популяционная генетика, развивалась экология - наука, уделяющая внимание влиянию факторов окружающей среды на изменение популяций.

Эти науки подтвердили верность догадок Дарвина. Положения дарвинизма теперь были объяснены с позиции генетики. Другими словами, законы генетики, открытые и перепроверенные опытным путем, оказались совместимы с дарвиновской теорией естественного отбора. Также популяционная генетика объясняла, почему популяция, а не вид являются единицами эволюции.

Так как Дарвин не делал открытий в области генетики, не знал о принципах наследования признаков, их корпускулярной природе, не уделял внимания ведущей роли популяции в эволюции вида, то обновленная, более глубокая и основательная теория эволюции не могла называться дарвинизмом. В последствии ее назвали синтетической теорией эволюции - СТЭ.

"Синтетическая" от английского слова synthesis - синтез. Вовсе не так, как слышится русскому уху, - "синтетика" или "искусственная". Более корректный перевод - современный эволюционный синтез.

Начало СТЭ было положено работами С. С. Четверикова в 20-х годах XX века. Становление же СТЭ происходило в 30-х годах, когда происходил активный синтез генетики и дарвинизма в объемных работах ряда ученых.

Во второй половине XX века набирала ход молекулярная биология. Ученые разобрались со строением ДНК, мутациями, открыли генетический код. Эти данные не входили в противоречие с ранее установленными на основе статистического анализа законами генетики, следовательно, дарвинизм подтверждался уже на молекулярном уровне. Стал ясен биохимический механизм наследственной изменчивости.

Другими словами, если бы Чарлз Дарвин и Альфред Уоллес не вскрыли причин эволюции, то возникшие позже генетика, экология и молекулярная биология пришли бы примерно к тем же самым выводам. Именно поэтому у людей, хорошо знакомых с биологией, не бывает сомнений в теории эволюции.

Наука
7 млн интересуются