Найти в Дзене
Заметки о живописи

Сандро Боттичелли. Настоящая весна

Сандро Боттичелли. "Весна". (1482)
Сандро Боттичелли. "Весна". (1482)

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

(Лукреций. "О природе вещей")

Именно таким эпиграфом я бы открыла прелестную, полную дыхания жизни картину Сандро Боттичелли.

"Primavera", Весна...

Картина должна была стать свадебным подарком для одного из представителей славного рода Медичи, а потому полнится супружескими символами.

Чтобы разглядеть их все, к картине нужно приблизиться. В ней столько деталей, волнующих подробностей, прекрасных оттенков и нюансов… Однако вместе с тем картина эта – удивительно цельное творение.

Картина состоит из нескольких групп, связанных между собой единством замысла. 

В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого ветерка Зефира. Пораженный красотой нимфы Хлориды, он насильно взял её в жены; однако, раскаявшись в содеянном, превратил свою возлюбленную во Флору

Зефир схватил Хлориду и превращает её во Флору. Фрагмент картины Сандро Боттичелли Весна".
Зефир схватил Хлориду и превращает её во Флору. Фрагмент картины Сандро Боттичелли Весна".

"Фасты" (с др.- рим. "Календарь") римского поэта Овидия описывают сцену преображения Хлориды следующим образом:

"Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу".

На картине как раз показан миг превращения: изо рта Хлориды исходит цветущая ветвь, и сама она словно вливается в свое будущее воплощение. Прежняя Хлорида еще не знает Флору: две фигуры никак не реагируют друг на друга, и даже одежды их развеваются ветром в разные стороны.

Флора - мой любимый персонаж здесь. Ее лицо просто изумительно; оно настолько реалистично, что, кажется, его можно встретить в толпе, прогуливаясь по городу…

Флора. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".
Флора. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".

В отличие от девически нежного лица Хлориды, образ Флоры - очень женственный. Перед нами не девушка, но женщина в расцвете своей красоты и сил. Доказательством тому -  оплетающие её голову и стройный стан прекрасные цветы.

В центре картины изображена Венера в роскошном алом плаще, символизирующем любовь. По своему расположению  и скромному выражению лица Венера очень походит на Мадонну. Ее фигура выделена аркой из апельсиновых деревьев и ветвями мирта – символом супружеской верности. 

Венера. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".
Венера. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".

Примечательно, что богиня любви показана Сандро Боттичелли как примерная супруга. На голове у неё прозрачное покрывало, а рука сложена в благословляющем жесте, который она направила в левую часть картины.

Там расположились три Грации – прекрасная Аглая, целомудренная Ефросина и Талия, несущая наслаждение.

Три Грации. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".
Три Грации. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".

Положение их тел, плавные изгибы рук и постановка ступней - все указывает на медленный и спокойный танец. Замечательно выполнены Боттичелли причёски красавиц: они разнятся не только по цвету, но и по укладке волос.

Крылатый Амур, сын Венеры, расположившись над своей матерью, целит стрелой в среднюю Грацию, которая, единственная из трех, смотрит на стоящего особняком Меркурия. Кто же она, Ефросина или Талия?..

Меркурий. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".
Меркурий. Фрагмент картины Сандро Боттичелли "Весна".

Меркурий поднял вверх руку с жезлом и словно отгоняет тучи от этого апельсинового рая. Боттичелли сделал его охранником сада: на поясе у него висит меч.

Картина полнится цветами, при этом все они изображены с фотографической точностью (похоже, художник в подробностях изучил все, что произрастало в окрестностях Флоренции с марта по май). На его картине насчитали более 500 цветов, относящихся к 170 видам

Существует множество интерпретаций картины: мифологическая, религиозная, историческая, философская. Последняя – самая неочевидная из всех. 

Исходя из неё, Венера предстаёт аллегорией Гуманности, управляющей как земной, так и небесной любовью. В соответствии с жестом её руки, деятельность человека поднимается от чувств к созерцанию, от любви земной (Зефир и Флора) к любви небесной (Меркурий). Венера же, находясь в центре, напоминает нам,что лишь в созвучии чувств кроется истинная Гармония и Человечность.

Я люблю столь волшебные картины.  Композиция ее, лица собравшихся в саду персонажей и их движения лишь усиливают волшебность происходящего. Весна разлита здесь в воздухе. Она распускает цветы и сулит любовь не только героям картины, но и нам с вами... 

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)