Как работает датчик Холла
Датчик Холла установлен на распределителе зажигания (трамблере)
Датчик Холла устанавливается в бесконтактной системе зажигания автомобилей с карбюраторными двигателями. Он выдает импульсы, по которым коммутатор системы зажигания определяет момент зажигания (подачи искры на свечу).
Разберем как работает датчик Холла на примере системы зажигания автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем 1,5 л. Зная его принцип действия можно с легкостью диагностировать причины таких неисправностей как двигатель не запускается, запускается и глохнет, двигатель троит и пр.
Устройство датчика Холла
Чтобы лучше понять как работает датчик Холла необходимо знать его устройство. В бесконтактной системе зажигания автомобиля ВАЗ 21093 датчик Холла установлен в распределителе зажигания (трамблере). Он состоит из нескольких частей: магнита, закрепленного на опорной пластине (магнит создает магнитное поле), самого датчика, на него подается и снимается определенное напряжение и экрана с четырьмя прорезями и четырьмя зубцами, который вращаясь на валу трамблера, проходит в зазоре между датчиком и магнитом.
Как работает датчик Холла?
Вся работа датчика Холла основана на т.н. эффекте Холла, когда при нахождении в магнитном поле проводника на нем возникает разность потенциалов, т.е. индуцируется электрический ток. В случае с датчиком Холла ВАЗ 21093 это выглядит так: магнит на опорной пластине трамблера создает магнитное поле. В него помещен датчик с элементом Холла (проводник) и усилителем. На датчик подается плюс и минус с коммутатора - красный и черный провод. Между магнитом и датчиком имеется зазор. В этом зазоре вращается экран, установленный на валу трамблера и имеющий четыре зубца и четыре прорези (по числу цилиндров двигателя).
При прохождении в зазоре прорези экрана магнитное поле действует на элемент Холла в датчике (проводник помещен в магнитное поле) создавая в нем электрический ток определенного напряжения (9-12 В), который поступает на коммутатор системы зажигания. При прохождении в магнитном поле зубца экрана магнитное поле экранируется и не поступает на элемент Холла. Коммутатор получает импульс – падение напряжения до 0,5 В. Этот импульс служит сигналом к резкому прерыванию электрического тока протекающего через обмотки катушки зажигания и формированию в ней тока высокого напряжения. Который дальше поступает на крышку трамблера, бегунок, высоковольтный провод и свечу зажигания.
То есть прохождение каждого зубца экрана в зазоре датчика – это искра между электродами свечи зажигания в одном из цилиндров.
Нарушение этого порядка работы по причине неисправности элемента Холла, повреждения электрической цепи датчика, повреждения экрана датчика приводят к проблемам в работе двигателя автомобиля описанным в начале статьи. Существуют методы проверки исправности датчика Холла, но проще всего заменить его заведомо исправным.
Примечания и дополнения
Датчик Холла применяется в других системах автомобиля. Например, эффект Холла используется в работе датчика скорости (ДС), датчика фаз (ДФ).