Найти тему
TWOKARBURATORS

Как работает датчик Холла

Как работает датчик Холла

Датчик Холла установлен на распределителе зажигания (трамблере)

Датчик Холла установлен на распределителе зажигания (трамблере)
Датчик Холла установлен на распределителе зажигания (трамблере)

Датчик Холла устанавливается в бесконтактной системе зажигания автомобилей с карбюраторными двигателями. Он выдает импульсы, по которым коммутатор системы зажигания определяет момент зажигания (подачи искры на свечу).

Разберем как работает датчик Холла на примере системы зажигания автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем 1,5 л. Зная его принцип действия можно с легкостью диагностировать причины таких неисправностей как двигатель не запускается, запускается и глохнет, двигатель троит и пр.

Устройство датчика Холла

Чтобы лучше понять как работает датчик Холла необходимо знать его устройство. В бесконтактной системе зажигания автомобиля ВАЗ 21093 датчик Холла установлен в распределителе зажигания (трамблере). Он состоит из нескольких частей: магнита, закрепленного на опорной пластине (магнит создает магнитное поле), самого датчика, на него подается и снимается определенное напряжение и экрана с четырьмя прорезями и четырьмя зубцами, который вращаясь на валу трамблера, проходит в зазоре между датчиком и магнитом.

Устройство датчика Холла
Устройство датчика Холла

Как работает датчик Холла?

Вся работа датчика Холла основана на т.н. эффекте Холла, когда при нахождении в магнитном поле проводника на нем возникает разность потенциалов, т.е. индуцируется электрический ток. В случае с датчиком Холла ВАЗ 21093 это выглядит так: магнит на опорной пластине трамблера создает магнитное поле. В него помещен датчик с элементом Холла (проводник) и усилителем. На датчик подается плюс и минус с коммутатора - красный и черный провод. Между магнитом и датчиком имеется зазор. В этом зазоре вращается экран, установленный на валу трамблера и имеющий четыре зубца и четыре прорези (по числу цилиндров двигателя).

При прохождении в зазоре прорези экрана магнитное поле действует на элемент Холла в датчике (проводник помещен в магнитное поле) создавая в нем электрический ток определенного напряжения (9-12 В), который поступает на коммутатор системы зажигания. При прохождении в магнитном поле зубца экрана магнитное поле экранируется и не поступает на элемент Холла. Коммутатор получает импульс – падение напряжения до 0,5 В. Этот импульс служит сигналом к резкому прерыванию электрического тока протекающего через обмотки катушки зажигания и формированию в ней тока высокого напряжения. Который дальше поступает на крышку трамблера, бегунок, высоковольтный провод и свечу зажигания.

То есть прохождение каждого зубца экрана в зазоре датчика – это искра между электродами свечи зажигания в одном из цилиндров.

Нарушение этого порядка работы по причине неисправности элемента Холла, повреждения электрической цепи датчика, повреждения экрана датчика приводят к проблемам в работе двигателя автомобиля описанным в начале статьи. Существуют методы проверки исправности датчика Холла, но проще всего заменить его заведомо исправным.

Схема работы датчика Холла
Схема работы датчика Холла

Примечания и дополнения

Датчик Холла применяется в других системах автомобиля. Например, эффект Холла используется в работе датчика скорости (ДС), датчика фаз (ДФ).