Найти в Дзене
Гадкая мода

Все там будем: Смерть в живописи Средневековья

Челлендж от канала "Мода + Искусство", по ходу, бесконечен. Так что сегодня предлагаю вспомнить о смерти!

В принципе понятно, что Смерть и средневековые люди были неразлучны, однако именно в середине XIV в. совершается "живописный переход" от изображений мертвых и их диалога с живыми к изображениям самой Смерти, которая становится отдельным персонажем.

В чём было дело? Конечно в чуме! В 1348 г. эта болезнь унесла около 25 МИЛЛИОНОВ жизней (Карл!) и здорово взбудоражила всю Западную Европу. Теперь изображения Смерти должны были напоминать людям о всяких "приятных" вещах, вроде бренности и быстротечности земного бытия, а также неотвратимости Страшного суда.

Триумф Смерти. Болонский мастер, 1350 г. Самое смачное, увы, замазано, дабы иметь возможность в принципе показать работу.
Триумф Смерти. Болонский мастер, 1350 г. Самое смачное, увы, замазано, дабы иметь возможность в принципе показать работу.

Постепенно образ Смерти трансформировался:

- во Франции и Италии смерть из женщины превращается в полусгнивший дамский туп с остатками волос на голом черепе, обзаводится косой

- в Германии смерть - уже мужского рода, скачет на коне, вооружённая луком и стрелами или копьём

- Наконец, в живописи Высокого и Позднего Средневековья каноном становится Смерть в виде скелета и она, как правило, сопровождает человека на протяжении всей жизни

Ганс Мемлинг. Триптих земного тщеславия и божественного спасения ,1485
Ганс Мемлинг. Триптих земного тщеславия и божественного спасения ,1485

Неудивительно, что в итоге на средневековые кладбища люди зачастую ходили, как в парк: прогуляться, посидеть, обсудить последние новости. Из-за того, что кладбища далеко не сразу стали выносить за городскую черту и они, получается, не должны были расти, мёртвых по прошествии лет эдак 50-ти вполне могли выкопать и, к примеру, переложить в склеп.

Особую популярность в таких условиях приобретает так называемая "Пляски смерти" - танец, хоровод или шествие живых и мёртвых, который символически замыкаешь ты сам, пока ещё живой, но всё-таки потенциальный мертвец (ведь время неумолимо). Иногда скелеты танцевали отдельно, играли на музыкальных инструментах, недвусмысленно транслируя посыл "все там будем".

И это ещё не всё! Со Смертью можно было сыграть в шахматы, столкнуться нос к носу на смертном одре или даже в поле.

Однако, самым известным и раскрученным стал всё-таки сюжет "Триумфа Смерти", смерти-властителя, которая забирает души сотнями и тысячами. О нём поговорим на следующей неделе :)

___

P.S. Подписывайтесь на канал о тёмной стороне моды - у нас не только печеньки.

Лайки и комментарии приветствуются - чем их больше, тем больше статей.