Найти в Дзене

Самостоятельная арт-терапия.

Оглавление

Разные упражнения, виды игр для каждого, выбирайте то, что понравится Вам и будьте счастливы ! )))

фото из яндекса
фото из яндекса

1. Настроение;

Возьмите лист бумаги и попробуйте нарисовать своё настроение, неважно абстрактный это рисунок, портрет или пейзаж, главное чтобы он выражал эмоциональное состояние. Можно рисовать ручками, карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками. После того как рисунок закончен, его необходимо рассмотреть и проанализировать. Что он выражает? Грусть или радость? Это то состояние, в котором человеку комфортно находиться? Если нет, можно приняться за изменение рисунка. Можно добавлять цвета, убирать и раскрашивать элементы, даже обрезать часть рисунка. Всё делать до полного удовлетворения.

2. Страх через лепку;

Эта игра для того, чтобы победить страхи или избавиться от внутренних конфликтов в ходе этой игры нужно слепить свой страх или проблему. Подойдут любые материалы, пластилин, тесто, глина. Необходимо подумать и представить свой страх или иную проблему, вылепить её образ. Когда фигурка будет готова, психологи советуют высказать ей всё, что накопилось, излить весь негатив, а после переделать фигурку, придав ей более позитивный вид.

3. Страх через рисунок;

Тут нужно взять лист и карандаши, фломастеры, мелки, ручки, краски. Начинайте рисовать свой страх (это может быть герой мультика или фильма или человек или проблема) Рисуйте так как вам хочется, теми цветами к которым тянет вас. Как только вы закончили рисовать, рассмотрите рисунок, скажите всё, что Вы чувствуете и думаете. Помните, разорвите, сожгите рисунок и отпустите от себя навсегда этот страх.

4. Выписывание боли;

Возьмите тетрадь, ручку и начинайте писать, всю свою боль, обиды, гнев, ненависть, все свои эмоции и чувства пишите. Пишите столько, сколько можете, до самого освобождения, чтобы Вам стало легче. В конце скажите, что вы отпускаете всё и не держите и забываете. Тетрадь сжигайте или рвите до полного спокойствия.

5. Сказка.

Это упражнение подразумевает написать сказку о вымышленном персонаже, который проходя через ряд трудностей, обретает желаемое, приобретая ещё и некий жизненный опыт. В спокойной и приятной атмосфере нужно сесть и подумать о том, каким будет герой, сюжет произведения, записать, а потом перечитать сказку, найти общее между её героем и собой, оценить на каком этапе сказки находитесь именно вы, и что нужно до достижения счастья вам сейчас.

6. Рисование рукой (пальцами, ладонью, ребром ладони, костяшками пальцев). При этом используются гуашевые или пальчиковые краски.

Мазки наносятся хаотично, размашисто или точечно. Особая роль здесь отводится тактильным ощущениям, которые испытывает человек от контакта пальчиков с краской. В процессе такого рисования человек раскрепощается, так как ему позволено то, что обычно запрещается, а именно пачкаться, быть неаккуратным, играть с грязью, позволить выйти себе за рамки дозволенного. Чаще всего такое рисование сопровождается сильным эмоциональным откликом, причём он может быть как положительным, так и отрицательным. Это упражнение может корректировать состояние тревожности, подавленности, страха.

7. Рисование природным материалом, крупой.

В качестве природного материала можно использовать крупный или мелкий песок, сухие листья, а также различную крупу. Каждому очень нравятся тактильные ощущения, которые они испытывают от соприкосновения с этими материалами. На лист бумаги предварительно следует нанести клей ПВА. Человек может нанести клей как в виде определенного рисунка, узора, так и хаотично. Затем на лист посыпать песок, крупу, сухие листья, растертые между ладонями, размолотый пенопласт, мелко расстриженные шерстяные нитки. Здесь всё зависит от вашей фантазии. Обычно засыпают сыпучим материалом всю поверхность бумаги, насыпая его снова и снова. Излишки стряхиваются с листа и изображение проявляется только там, где был клей. Такие занятия отлично способствую самораскрытию личности, помогает бороться с зажимами, адаптироваться в новом коллективе, повышают самооценку и развивают мелкую моторику.

8. Рисуем музыку.

Заранее приготовьте краски, кисточки, бумагу, запись с классической музыкой Баха, Чайковского, Глинки, Моцарта и прочих, кого сами захотите. Попробуйте нарисовать музыку, которую вы сейчас будете слышать. Музыку можно изобразить любыми линиями и цветами, как почувствуете. Упражнение способствует выражению своих чувств и эмоций на бумаге. Расслабляет.

9. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры. Закройте глаза и представьте прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь откройте глаза и попробуйте изобразить всё, что представили. Какое настроение у Вашего цветка? Давайте придумаем историю про него. Примечания: важно закончить упражнение на положительном настрое, если человек сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то нужно изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

10. Упражнение "Каракули Виникотта"

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение. Материалы: бумага, карандаш. Вместе с партнёром. Нарисуйте любые линии, какие только захотите. А сейчас скажите партнёру, хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали? Примечания: ведётся своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело. И вы кстати сами не заметите, но что-то узнаете о тайнах партнёра.

11. Маска.

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации. Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы. Давайте представим, что Вас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску Вы одели? Давайте попробуем её смастерить. А теперь давайте разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками. Примечания: если выполняет ребёнок не показывайте ребёнку образец пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.Можно конечно поиграть и с готовыми шаблонами разные роли. Развивает воображение.

12. Монотипия;

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы вы или ребёнок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Начните рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок нет. Пробуйте рисовать так, как захочется. Покажите ребёнку, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга. Это упражнение полезно тем, что не даёт человеку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает людей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребёнка, родителям и детям достаточно самого процесса.

13. Тучки.

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и потрогайте, взбейте, порисуйте по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И своими ручками творите из неё своё небо. Получите эмоции радости. Так же можно рисовать всё, на что хватит фантазии и любыми цветами краски.

14. Сказка о герое.

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом придумайте название. Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и в конце концов, получает всё то, к чему стремился. После написания сказки можно попытаться найти сходство вашего героя с вами и провести параллель между вами. Перечитайте и поймите то, что Вы хотели бы воплотить в свою жизнь.

15. Работа с творческим мусором.

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п. Из отобранных безделушек составьте общую композицию. Делайте поделки, радуйтесь, декорируйте свой дом, дарите близким подделки. А заодно выкидывайте не нужное.

16. Создание волшебного мира.

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребёнка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова: «Представь, что ты настоящий волшебник. Перед тобой сказочная страна. И ты можешь наполнить её всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется». Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребёнок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нём самом. Он быстро-быстро всё построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает своё решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей всё время, не в силах подобрать им место? Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребёнком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение. Так же полезно это делать и нам взрослым.

17. Свободный рисунок в круге.

Цель: Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация  эмоционального состояния. Материалы: Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой. Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге. Можно так рисовать с ребёнком вместе.

18. Рисование по сырому листу.

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения. Материалы:       Акварель, кисть, емкость с водой, губка. Инструкция: Нужно намочить губкой лист бумаги и ставить на нём точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

19. Водный салют.

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения. Материалы: Акварель, кисть, раковина с водой. Инструкция: Попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: Для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение: Страшно очень — не беда, Пусть поможет мне вода. Краской крашу, отпускаю, не боюсь и не скучаю. Можно делать взрослым.

20. Мелки наперегонки.

Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция. Материалы: Мелки, лист картона. Инструкция: Ребёнок в разном темпе (медленно - быстро) делает штрихи на листе или Вы.

21. Разноцветие камней.

Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Материалы: Камни, гуашь, кисть, ёмкость с водой. Раскрашивайте камни так, как захотите.

22. Картины.

Цель: Развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния. Материалы: Коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой. Инструкция: Предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

23. Лицо.

Цель: Познание внутреннего мира ребёнка, проработка темы взаимоотношений с родителями. Материалы: Шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады. Инструкция: Ребёнка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

24. Орнамент.

Цель: Развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний. Материалы: Картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага. Инструкция: Предложить ребёнку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений всё, что он захочет. Примечание: Обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный)

25. Семья.

Цель: Выявление эмоционального состояния, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром. Возьмите шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски или фломастеры. Начните раскрашивать шаблоны фигур. А ещё нарисуйте семью.

26. Зеркальный монстр.

Цель: Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, вы видите в зеркале своё отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело человека наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним. Материалы: Зеркало в полный рост, краски, кисточки, ёмкость с водой. Начните рисовать на зеркале то, что вас пугает, ваш страх. Рисуйте и освобождайте себя от него.

27. Раскрашивание мандал.

Возьмите любые мандалы и начните раскрашивать. На каждую мандалу загадайте желание или раскрашивайте думая о проблеме и не заметите как вам станет легче.

Так же есть много других разных игр, с сюжетами и без.

Ставьте лайк и делитесь публикацией со своими друзьями, этим Вы поддержите мой канал, я буду благодарна и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации.