О чём мы вспоминаем, когда слышим про Русско-японскую войну? Конечно же «Варяг» - «Наверх вы товарищи, все по местам…» или же вальс «На сопках Маньчжурии», - а чаще битву в Цусимском проливе. Некоторые представят Порт-Артур, адмирала Макарова, художника Верещагина.
А кто-нибудь помнит о Владивостокском отряде крейсеров и битве, которую он выдержал? В этой статье мы о ней и расскажем.
Я не морской стратег, поэтому мои рассуждения являются лишь частным мнением, с которым вы можете не соглашаться.
Перед войной ВМФ России имели две мощные базы на Дальнем Востоке – Владивосток и арендованный у Китая Порт-Артур. У того и другого были свои плюсы и минусы.
Рассмотрим их подробнее:
Владивосток был лучше защищён, имел надёжную связь и транспортные линии с остальной Россией. Транссибирская магистраль могла в какие-то две недели доставить всё необходимое: войска, вооружение, припасы. Большим минусом являлись низкие температуры зимой, из-за которых воды Золотого Рога покрывались прочным льдом. Чтобы боевым судам выйти в море, требовались услуги ледокола. Логично, что он так же требовался при возвращении их из долгого похода. Расстояние до основного театра боевых действий тоже было ощутимым, получалась задержка по времени.
Порт-Артур был неосвоен. Участок КВЖД плохо охранялся, а доставка по воде не была надёжной. Мелкие гавани плохо подходили для больших кораблей. Порой дело доходило до того, что тяжёлые броненосцы могли выходить/заходить лишь при приливе. Если противник подберется к гаваням по суше (что вообщем и произошло) его артиллерия с лёгкостью начнёт «избиение» запертых «мишеней». Хотя конечно воды не замерзали, а суда сразу оказывались в Жёлтом море.
Поэтому командование отправило основной костяк в Порт-Артур, оставив во Владивостоке лишь четыре полноценных боевых корабля ( броненосные крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик» и бронепалубный «Богатырь»). Только они сохранили возможность полноценных действий на оперативном просторе. Вскоре последний «удачно» напоролся на прибрежные камни и встал на ремонт до конца войны. «Рюрик», которому уже было более десяти лет, был изношен и слаб.
Три корабля не могли противостоять всему ВМФ Японии, и командование зачастую посылало их лишь для локальных небольших операций, дабы оттянуть часть сил от Порт-Артура. Настоящая крупная битва состоялась летом 1904 года в Корейском проливе. В идеале три крейсера вышли для встречи кораблей, которые сделают попытку прорыва из осаждённой крепости. Увы, не вышло – вырвались совсем немногие, которые одиночками разбрелись по морю. Другие вновь вернулись в старые места. Встречать было некого.
Зато наших поджидали японцы под командованием адмиралы Камимуры. После начала боя прошло немного времени, когда стало ясно что силы неравны. По-хорошему надо было делать ноги, но подвёл «Рюрик». Старый крейсер сильно пострадал, да и противник выбрал его в качестве «козла отпущения». «Россия» и «Громобой» пытались защитить «собрата», но вскоре пришлось оставить эту затею. Чтобы не сдавать судно японцам, экипаж «Рюрика» открыл кингстоны и затопил свой корабль.
Два оставшихся крейсера получили сильные повреждения и ощутимое число убитых и раненых. Снаряды прорешетили дымовые трубы, из-за чего резко снизилась тяга в котлах. Работающие на всю мощь воздуходувки поднимали целые снопы искр.
После прибытия во Владивосток корабли встали на долгий ремонт. А примерный ущерб вы сможете оценить по моему колоризированному фото.