На сегодняшний день благодаря исследовательской деятельности ряда крупных историков, таких как М.З.Закиев, К.Т. Лайпанов, И.М.Мизиев, Л.А.Ельницкий - тематика ассов достаточно хорошо освещена, и как бы, не нуждается в особых комментариях. То, что этноним «асс» является самым древним самоназванием тюрок теперь является общеизвестным фактом, по крайней мере, в среде тех кто хоть немного увлекается историей тюрков этот факт является как само собой разумеющейся непреложной истиной.
А что касается древности этого этнонима, то историки приводят такие цифры как IV тысячелетии до н.э. В частност, у Мирфатыха Закиева мы читаем «... По ассирийским и другим древневосточным источникам, асы (азы) были известны в Передней Азии еще в IV тысячелетии до н.э., их этноним в форме уд встречается и в других регионах.»(«Происхождение тюрков и татар.»).
Но действительно ли асы имеют всего лишь 6 000-летнюю историю ? Да, конечно, если брать в учет, что данная констатация была выдана без привлечения каких либо серьезных работ по мифологии и этнографии, то действительно получаются такие вот сухие цифры.
А каким же образом этнографические материалы могли бы помочь в деле «удревнения» асов? Для того чтобы понять это, для начала, хотя бы, надо разобраться с самой детерминацией термина «ас».
Этот термин в том, или ином виде сохранился практический во всех тюркских диалектах. Итак ,что же означает «ас» , смотрим :
Древнетюркский - aс, aз – горностай.
Шорский - ас – ласка.
Чувашский - йас – ласка.
Казахский – әз – мудрый, уважаемый (о старших мужчинах); ақ ас /ақ кіс – ласка.
Аланский (карачай – малкарский) - Ағаз (Ақ Ас) - ласка.
Алтайский - Сарас (Сары Ас) колонок.
Как видим, все эти слова являются названиями представителей отряда куньих, но обратите внимание сюда ; как морфема «ас» имеет отношение только к ласке. Остальные же названия представителей отряда куньих являются производными от этого корня.
Есть еще один интересный момент; этот термин по определению являясь тюркским не смог избежать фрикативности и имеет варианты произношения с придыханием такие как қас/ғаш/қиз/қиш/ и т.д. и т.п. Давайте рассмотрим эти варианты:
Чувашский - кǎш – соболь.
Татарский. – кеш- соболь.
Кумыкский. – киш- соболь.
Башкирский – кеш – соболь.
Алтайский – кижи – соболь, человек.
Казахский – қас/кісі/күзен – ласка, человек , хорек.
Думаю, в данном контексте будет не лишним заметить, что в некоторых диалектах четко прослеживается обозначение человека и ласки /соболя одним и тем же словом. Но «..ныне во многих диалектах тюркского изначальный смысл несколько подзабыт , и слово «кісі»/ «кижи»/ «кишэ» передает только понятие «человек». Особый интерес представляет собой форма в алтайском языке, где "кижи" одновременно является обозначением как человека, так же и соболя (А.Тюбеев).
Теперь, если обобщить все эти данные, то можно говорить о том, что самоназвание «ас» изначально восходило к ласке, и то, что наши далекие предки отождествляли себя с лаской может свидетельствовать о некоем КУЛЬТЕ ЛАСКИ, которую письменность, увы, не застала. Вы не найдете ни одного документа где этот культ упоминался бы. Ну, разве что, у Евгения Кагарова в его книге «Культ фетишей, растении и животных в Древней Греции», он вскользь упоминает о почитании ласки. А в остальном этот культ напрочь забыт, нет ни одного археологического материала, нет ни одного артефакта опираясь на который можно было бы построить, хотя бы, обобщенное представление об этом культе. Но тем не менее, этот культ был.
Следы этого культа следует искать в обычаях и поверьях, и надо искать именно у нынешних обитателей Великой Степи, Кавказа, Алтая. Но при этом мы должны понимать, сейчас все что было связано с сакрализацией ласок и прочих куньих уже давно скатилось к затуханию, а кое где вообще предана забвению. Лишь отдельные какие-то фрагменты от некогда мощного культа сохранились в виде труднообъяснимых обычаев.
Обзор этих поверии и обычаев можно начать с одного такого казахского обычая. Но сразу оговоримся, он сейчас распространен не повсеместно, его придерживаются только уйсуни.
Обычай действительно интересен и заключается в следующем; когда кто либо из людей чихает, то окружающие чуть ли не хором возглашают «Аққас!». А вот что это, или же кто этот «Аққас» , объяснить никто толком не может. «Аққас» всеми понимается как «белые брови», и стоит начать расспросы каким боком эти «побелевшие брови» к этому чихающему человеку, то все просто пожимают плечами. Получается что мы это делаем только потому, что наши дедушки и бабушки так делали, и всё!
Понятно что обычай этот древний, и за минувшие тысячелетия конъюнктура породившая этот обычай просто могла забыться. Он лишь каким-то чудом вплетясь в нашу речевую ткань, привычки не сгинул и сохранился до наших дней. «Белые брови» там не причем, речь идет о «ақ ас», или как его еще называют – «ақ кіс». Когда человек чихает мы зовем ласку!
Продолжая тему можно рассказать про поверья кавказских тюрок. У них сакрализация ласки сохранилось в большей степени чем где либо. Например; нельзя убивать ласок! Под страхом ужасной небесной кары запрещено убивать ласок!
Так же интересно такое поверье; считается, если беременная женщина увидит ласку, то ребенок непременно родится красивым. Известно так же и то, что кумыки ласку иносказательно называют Арюв Джан или Асиль Джан.
Известно еще об одном обычае. Если кумыки замечают спрятавшуюся от них ласку, то чтобы побудить ее еще раз выглянуть начинают кричать "Гёрмедим! Гёрмедим! Гёрмедим!", что переводится как «я не увидел!». Тогда ласка действительно выглядывает на миг и опять прячется.
Правда, этот обычай несет в себе больше игровую нагрузку и исполняется в основном детьми, но иногда этим балуются даже взрослые.
Так же у кумыков есть поверье; если ласка пробежит между ног, то ноги могут усохнуть.
Все эти вещи являются неоспоримыми рудиментами культа ласки. Просто где –то оно сохранилось лучше, и люди как в старые, добрые времена с таким же трепетом относятся к этим представителям куньих, а где-то это почитание ласок просто сошло на нет. Так что, в этом отношении кавказские тюрки находятся в более выигрышном положении, как лучше сохранившие древние традиции.
Что касается реликтов культа ласки на Алтае, то там они тоже сохранились. Например, русские на Алтае верят, что ласочка живущая дома приносит удачу и гармонию. В доме будет уют и порядок, в хозяйстве тоже все будет идти хорошо. Но вместе с этим ласка считается очень мстительной, верят что она мстит за любой причиненный ей вред, всегда мстит за отнятых у нее детенышей.
Мстя может отравить молоко, может обгрызть все волосы спящему человеку.
Убивать ее запрещено, считается большим грехом. Это может ввергнуть дом в большое несчастье, может умереть кто-либо из семьи.
Так же считалось, добыть ее шкурку и держать в доме полезно; особенно это облегчает роды женщин.
В некоторых местах русские считали ласку самим духом домового, так же как минусинцы считали медведя «хранителем дверей юрты».(Смотрите Д. К. Зеленин. «Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов»).
Еще один интересный момент; 3. П. Соколова в своей книге «КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ В РЕЛИГИЯХ» описывает вот такое поверье немцев; немцы считали что душа умершего принимала облик ласки на ряду с обликами мыши, шмеля, жука, бабочки, жабы, ворона, лебедя, кошки.
Видимо, в этом поверии как раз таки и кроются все причины сакрализации и почитания ласок. Очень большая вероятность того, что древние тюрки так же верили, что души предков приходят в образе ласок, а впущенные в дом начинают оберегать этот дом от всего дурного и невзгод.
При любом раскладе культ ласки зародился в необозримо древние времена, задолго до бронзового века и изобретения письменности. Да, это был Каменный Век и время допотопных «речных цивилизации». Тогда наши далекие предки оседло жили по поймам рек и берегам озер, промышляли рыболовством и охотой. Потихоньку начинали одомашнивать животных. Тогда же была приручена уже сакрализованная ласка. Факт того что ласка изначально была сакрализована и лишь потом впущена непосредственно в жилище человека не вызывает сомнения. И потом, ведь в приручении ласок есть и практичная сторона; какими бы не были там суеверия людей, пусть ласка даже будет воплощением живого бога, или же предков, ласки ведь являются отличными охотниками и не хуже кошек справляются со всякими грызунами. Уничтожая грызунов в амбарах и погребах они оберегают съестные запасы людей на долгую зиму. Люди все это видели и понимали всю пользу от такого соседства. Возможно, это тоже воспринималась как забота предков о своих потомках. Это могло привести к еще большей сакрализации ласки, а далее отождествлению древних тюрок самих себя с ласками и зарождению самоназвания АС.
Кошек тогда люди не держали. Кошки были приручены намного позже. По этому поводу у Е. Кагарова есть такие сведения:
«Кошка вытеснила домашнюю ласку, как доказал в недавнее время O. Keller, лишь в период. ІІ-V вв. по Р. Х. , и поэтому не могла играть никакой роли в древнегреческой религии. Я считаю, однако, необходимым исправить здесь одно недоразумение вкравшееся труд В.П. Клингера "Животное в античном и современном суеверии". О кошке упоминает впервые в античной литературе не Плиний, как полагает названный исследователь , а Геродот(в описании Египта) и Аристофан (в Ахарнянах,), у которых пятью столетиями ранее встречается уже слово αίέλωμος; впоследствии называют это животное комики Анаксандрид , Тимокл».(Евг. Кагаров. Культ фетишей , растении и животных в Древней Греции).
Но, давайте, вернемся к нашим «речным» предкам. Со временем когда поголовье домашнего скота возросло, люди были вынуждены начать кочевать в поисках пастбищ. Сперва на небольшие расстояния, а потом когда додумались мастерить телеги, то уже покрывали более значительные расстояния. Вот таким образом наши «речные» предки превратились в кочевников –скотоводов. Но возили ли в своих телегах ласок? Возможно да, но это уже другая история.
Потом грянул бронзовый век. Это подразумевало не только освоение более сложных технологии, но и усложнение мировоззрения, мифологии. Тогда –то и зародился культ дракона, который потихоньку начал конкурировать с культом ласки. А к тому времени когда наконец изобрели письменность, культ ласки хоть и был местами трансформирован в культ алпов, но уже не мог конкурировать с более развитым и трансцендентным культом дракона. Но все же, он не исчез, продолжал существовать параллельно. У упомянутого нами выше Е. Кагаров есть такие строки:
«.Относительно ласки дошло до нас лишь о почитании ея фиванцами» . Как видим , во времена античности этот культ еще держался . А сам факт того , что жители Фив почитали ласку сам по-себе , конечно , интересен . Уж не потомками ли кочевых дорийцев они были?
Но я сам больше склоняюсь к тому, что культ ласки в какой-то момент слился с культом дракона. На такие выводы меня натолкнули результаты разбора терминов «тейри» и «тәңірі».
Корневой морфемой является «ту»(дракон) и ее измененная форма «тұң» (дракон) (Смотрите С.Кондыбая). Отсюда:
1)Ту + ас →Тиус/ Тейс (ротация с-р) ► Тейр.
2)Тұң + ас →Тәңас (ротация с-р) ►Тәңар.
А тех кто поклонялся Тейри называли ТУРУК.
«Тиур»/»Тейр» могло звучать как «Тюр», или же как «Түр». К этим корням «прикреплялись» суффиксы образуюшие прилагательное + ак/+үк/+ік (сын есім тудыратын жұрнақ), и на выходе получалось «принадлежащие богу», «верующие», «люди веры», то есть, туруки .
(Возможно, к тому времени семантика термина «ас» было расширена, и она включала в себя не только такое понятие как «бог», но и «небо»(аспан ; (а)sky)).
В некоторых диалектах тюркского языка слово «ас» подвергалось не только фрикативным изменениям, но и так же подвергалось ротации с-р. Отсюда пошли новые слова такие как Ар, Арий, Кар, Кер, Кур. Арии, происхождение которых ученые не могут толком объяснить, являются самыми обыкновенными асами. Не надо искать корни ариев у каких-то там индоевропейцев или же у инопланетян-гипербореев. Они – обычные тюрки.
Теперь о албанах и о булгарах.
Этимология этнотермина «Албан» была установлена благодаря тому что в алтайском диалекте сохранились слова «албаа» и «албазы», что переводится как «соболь». Но есть один нюанс, видимо, изначально слово «алба» подразумевало «белое», и использовался как синоним «белой ласки». На это указывает сохранившееся в европейских языках слова «альбинос», «альбион». Албаны не являются ни «налогоплательщиками» , ни «алпами», хотя и культ Алпов тоже произрастает из недр культа Ласки. Скорее всего культ Алпов является более поздней очеловеченной формой культа альба-ласки и к этимологии этнотермина «албан» имеет весьма посредственное отношение.
Этноним "албан" является синонимом этнонима "ас"/"уйсун". Еще один момент: у казахских албанов существуют подроды аққыстық и қарақыстық, которые в своей этимологии тоже бесспорно восходят к "қыс"/"кісі".
Этнотермин «булгар» так же имеет прямое отношение к культу ласки, и является производным слова «булгун»(соболь). То есть , названия «булгар» и «албан» являются эквивалентными, синонимами.
Здесь, как бы, на первый взгляд выступает замещение онгона ласки онгоном соболя, но на сколько такое утверждение может оказаться объективным покажут дальнейшие изучения данной тематики.
Хочу остановиться на сопутствующих версиях по этимологизации «булгаров»:
1)Версия про этимологизацию от слова «булгак», то есть от слова «восставшие» до сих пор не подтверждена. Великая Булгария ни против кого не воставала, она являлась всегда самодостаточной и всегда независимой. Она сама являлась одним из центров тюркского мира. В добавок ко всему , в «Джагфар тарихы» нет никаких сюжетов о восстании племен, позже названых «булгарами», скорее наоборот, по всему своду красной нитью проходит мысль о том что булгары были всегда, и существуют с незапамятных «долугийских» времен. Это говорит о древности этнонима и причастности к самым древним культам. В нашем случае это только культ ласки.
2)Версия о волчьем тотеме булгар, предположение построенное на основе внешнего сходства русского «волк», и семантического корня «булг» является слабо аргументированной. В тюркских языках понятие «волк» передается словами «бөру», «касқыр», «ит-құс», можно упомянуть слово "бөлтірік", что переводится как "волчонок", и по мифологии восходит к культу алпа Мара /Мардука. «Волка» просто за уши притянули к «булгу». А тому откуда у русских слово «волк» надо поискать другое объяснение. Но возможно и такое, абстрактно «булг» подразумевал какое-то хищное животное, со временем у одних народов он начал применяться для обозначения соболя, а у других для обозначения волка. Можно было бы сослаться на то что в тюркском есть такие аналогии, где «койан» - заяц, а «койун» уже - баран. Вроде бы одно и то же слово, но на выходе совершенно разные животные. Но это не тот случай, «волку» нужно искать другое объяснение.
3) Версия о том что самоназвание «булгары» произошло от слова «балык» . У этой версии аргументация отсутствует напрочь! «Балык» очень устойчивая морфема, и она не могла настолько измениться. Да и, среди тюрков не замечено чтоб булгары больше всех ели рыбу.
Аланы или же Алаши.
Да, Алан тоже является этнотермином восходящий к культу куньих. Здесь проверочным словом является "калан". Это название хищного морского млекопитающего, так же входящего вместе с выдрами в семейство куньих.
То, что калан и алан являются одним и тем же словом лежит на поверхности. Данный этнотермин был в обороте уже во времена Древнего Кангаро-Аккада. Самоназвание казахов "Алаш" тоже восходит к культу куньих и является ротационным изменением(ротация с-н) изначального "Алан". Алан и Алаш - одно и то же понятие.
Теперь о киргизах.
Данный этнотермин тоже восходит к культу куньих. Проверочными словами являются сохранившиеся у саха обозначения горностая такие как "кырынаас" и "чааркааннаа". Если "кырынаас" с учетом ротации с-н и с-к читается как "киргиз", то "чааркаанна" читается уже как "черкес". Всё сходится.
Итак , подводим итоги .
Этноним «ас» является самым древним самоназванием тюрок и в своей этимологии восходит к ласке . Самое раннее упоминание этого этнонима относится к ІV тысячелетию до нашей эры . Но я думаю , что датировку появления этого этнонима следует отодвинуть вплотную ко времени распада алтайской языковой семьи . Ито , это при оговорке , что теория алтайской языковой семьи верна . Если же нет , то гипотетический можно предположить , что временем зарождения самоназвания «ас» было ХV-ХХ тысячелетия до нашей эры . Этнонимы албан и булгар на ряду с этнонимом кер и арий являются более поздними синонимами самоназвания «ас».
На этом у меня все . Пишите , обсудим !
Тулепбергенов Кайсаралы.