Прогресс в судостроении в древние времена шёл медленно. Человечество предпочитало пользоваться проверенными временем изобретениями. Но военные нужды, стремление к освоению новых земель, торговые интересы подстёгивали инженерную мысль кораблестроителей.
Главным изобретением стало создание судна с килем и шпангоутами в Древней Финикии. Килевое судно обладало колоссальными преимуществами перед египетской баркой - дощаником и шумерскими лодками из папируса. Судно было прочным и мореходным, вместительным и грузоподъёмным, в движение приводилось парусами, поднимаемыми на мачтах, и вёслами.
Греки и римляне совершенствовали вёсельный движитель, изобретя корабли с двумя, тремя и четырьмя рядами вёсел - бирему, трирему и кинкирему. Это были громадные по тем временам, быстроходные и хорошо вооружённые боевые корабли, не зависящие от прихотей ветра.
Но прямоугольный, или прямой, парус имел недостаток: его можно было использовать только при попутном ветре. Для того чтобы "ловить" боковой ветер, арабы и индусы, независимо друг от друга, придумали треугольный, или косой парус, который поднимался на наклонной рее или на оттяжке - фале. Корабль, оснащённый косыми парусами, использовал для движения даже встречный ветер!
Но для этого мореходы должны были обладать незаурядным искусством лавирования, то есть движения против ветра зигзагом, причём из встречного ветер превращался в боковой, и корабль, хоть и медленно, двигался вперёд. Врагом мореплавателей теперь стало безветрие, или штиль.
Разные цивилизации копили полезные знания. И только когда корабль позволил людям достичь самых дальних пределов Земли, появилась возможность объединить все достижения и совершенствовать его конструкцию.
Европейцы переняли у арабов косой парус лишь в раннем Средневековье. С тех пор треугольный парус стал зваться латинским, хотя народ, обитавший в Италии, не имел отношения к его изобретению. В свою очередь китайцы за тысячелетия придумали несколько новшеств в судостроении, до которых европейцам ещё предстояло додуматься.
Основным типом судна в Китае, Японии и некоторых других странах Востока была джонка - дощаник, лишённый киля и шпангоутов, с приподнятым носом и кормой. В качестве парусов использовались циновки, поднимаемые на бамбуковых реях - латах. Такие паруса меняли форму, становясь прямыми или косыми в зависимости от направления ветра.
В Средиземноморье корабли управлялись рулевыми вёслами, а китайцы уже использовали руль-перо. И наконец, они первыми задумались над проблемой живучести и непотопляемости кораблей, научившись разделять их корпуса на водонепроницаемые отсеки поперечными стенками - переборками. Если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус.
Другие статьи на тему "Корабли":
Зарождение мореплавания. Начало начал.
Зарождение мореплавания. Пионеры путешествий.
Зарождение мореплавания. Первые суда.
Зарождение мореплавания. Весло и парус.
Зарождение мореплавания. Судоходство в древности.
Зарождение мореплавания. Средиземноморские мореходы.
Зарождение мореплавания. Вольные добытчики.
Зарождение мореплавания. Великие пираты.
Чем больше подписчиков на канале, тем чаще будут появляться новые публикации.
Не пропустите самое интересное!