"День седьмой. Выйдя в половине шестого, сделали неплохой переход, и, пройдя Медвежьегорск, к 16.00 (900 верст) стояли в Петрозаводске, гостиница «Северная». Располагалась она недалеко от набережной, по которой мы и гуляли весь вечер (оказалось весьма занятно), выяснив предварительно расписание отправки ракет на Кижи.
Восьмые сутки, Кижи. Трансфер на двоих обошелся в несусветные по тем временам 5000 рублей.
Сам знаменитый музей-комплекс под открытым небом хорош, хотя впечатлил, в целом, меньше, чем Соловки. Главный 22-главый храм оказался в тисках домкратов (в преддверии укрепления фундамента), но дело не в этом. Кижи (ударение местные делают на первый слог) окончательно превратились в туристический объект, если иметь в виду тот самый пресловутый коммерческий смысл. Конечно, ищущий – обрящет. И мы нашли и здесь живительный «северный свет». Была, к примеру, маленькая церковь Воскрешения Лазаря (простейший, но очень выразительный тип старорусской архитектуры), изумительное умение мастеров-деревщиков и архитекторов, исполненный мужским трио в храме тропарь, россыпь народных промыслов…
Возможно, мы слишком разбаловались, Север сам выставил планку восприятия слишком высоко. Но, покидая Кижи, единодушно пришли к выводу: один раз здесь обязательно надо побывать. А вот вторично – не поедем.
Тем временем, восьмой день продолжался. Прибыв на материк, мы сели в машину и в 19.00 тронулись прочь от Петрозаводска. Время, которым мы располагали для пробега, было ограничено, водитель, несмотря на легкое недомогание, чувствовал себя вполне отдохнувшим. В половине десятого прошли город с унылым (из окна авто) внешним видом и красивым названием Лодейное Поле. Здесь – внимание! Не «поведитесь» на указатель «Тихвин», сулящий через 160 км увидеть названный город. Этот, предательски подтвержденный в атласах, но, к счастью, отвергаемый обновленными навигаторами, маршрут заманит вас пустынной короткой дорогой и хорошим асфальтом. Но вскоре все это кончится, карета превратится в тыкву. Надеясь, что ваши муки ненадолго, вы будете ползти вперед по разбитому, усеянному острыми камнями, грейдеру, в пыли, без сотовой связи. Виды вокруг хороши, да наслаждаться ими приятно дома по ноутбуку. В 2009 году на автомобиле марки «Иж-Ода» я пять часов двигался (правда, в обратном направлении), без попутных и встречных, мечтая не пропороть сразу два колеса, наблюдая по пути волчьи и медвежьи следы. Оно, конечно, экзотично, если кататься серьезным караваном на «буханках», но одной машиной, вечером… Так что настойчиво советую объехать. Нарастите километраж, но по времени выиграете (об убереженной матчасти и сохраненных нервах умалчиваю).
Через час (еще +100 км) были в Сясьстрое (есть «Лукойл», заправьтесь, несмотря на из года в год мерзкое обслуживание на этой конкретной АЗС). Иссад, поворот с питерской трассы на Вологду, и ужин на колесах. Еду дальше сознательно, хорошо понимая, что идем на большой перегон. В таких исключительных случаях, когда суточный километраж рисуется около полутора тысяч (кто мудро не хочет подвергаться такому экстриму, может спокойно заночевать в населенных пунктах на питерской трассе), применяю выработанную с южных бросков тактику. Если выехал в вечер, надо пробежать первые 500 км. Затем немного (как получится) сплю на трассе, и перед рассветом еду дальше, а через полтора-два часа встаю на завтрак. Ощущение, что потом остается «всего» 1000, а еще только раннее утро, мне лично добавляет сил и оптимизма. Но первые пятьсот надо до ночевки пройти обязательно. Для нас этот рубикон наступил в 2.20 ночи, после Сазоново; заехав на «Лукойл» и заправившись, выбрался на трассу, затерся между дальнобойщиками и (это уже девятый день) погасил огни.
Немного поспав, в семь утра мы были уже на въезде в Череповец. Открывшаяся взору индустриальная панорама не понравилась настолько, что развернулись (тут еще навигатор стал вдруг водить по кругу, так что все одно к одному) и ушли на Вологду. Позавтракали в 8.00, проскочили Шексну с ее затопленной, с годами все сильнее разрушающейся торчащей из воды церковью, в полдесятого зашли в Вологду. Понятно, что, двигаясь в таком режиме, мы, в основном, едем (а не смотрим). Говорю об этом подробнее потому, что такие вещи надо сразу объяснить экипажу. Короткие остановки, перекусы и микро-экскурсии «на бегу» вовсе не способствуют отдохновению водителя. Наоборот, они расхолаживают, расслабляют, нервируют, поскольку ты же понимаешь, что вон сколько времени, а впереди еще так много… Разумеется, эти слова надо воспринимать с поправками на себя: здесь важны здоровье водителя (и экипажа!), его самочувствие в данный момент, водительский стаж, общий пробег по маршруту, состояние машины… Я говорю об экстремальном варианте прохождения, который лично мне иногда необходим. Каждый выбирает по себе. Выбирая нечто подобное, есть смысл правильно настроиться и предусмотреть несколько вспомогательных штучек (об этом как-нибудь отдельно).
При такой тактике движения на фоне бессонной ночи почти неизбежно наступает реакция. У меня это произошло в 11.25. Концентрация хилая, глаза будто засыпаны песком... Стоп! Ехать в таком состоянии нельзя. Лучшее средство при борьбе со сном – сон! 35 минут на обочине не вернут вам легкости, с которой вы уходили на бросок, но серьезно поправят функционал. Подремав полчаса, спокойно доехали до Ярославля, прошли его и встали обедать в придорожной харчевне – хотелось горяченького.
Далее – просто. 14.15 – Гаврилов Ям, 15.20 – «любимое» Иваново, через Ковров – на М7. На этом этапе снова бывает тяжело, не стесняйтесь останавливаться, если трудно. Походите вокруг машины, поприседайте. Уснуть вы, скорее всего, уже не сможете, так что обливайтесь водичкой из канистры, умывайтесь, пойте за рулем! «Второе дыхание» от близости к дому всегда открывается, но последние километры очень опасны. «Мы приехали» - это когда вы поставили аппарат на передачу-ручник и вышли из машины, не раньше! А наш маршрут закончился незадолго до Нижнего, в маленьком городке, у родителей. Доехали в 19.30 (1452 км от Петрозаводска).
Путешествие, о котором мы рассказали сегодня, запомнилось больше многих других. Бывали потом и длинные маршруты, и сложные. Но тот путь к Северу стоит особняком. И дело не только в магии названий: Мурманск, Соловки, Полярный круг… Найденный, обретенный в пути, внешне рассеянный, но сущностно очень концентрированный, «северный свет» теперь всегда с нами. Он мерцает для нас золотыми бликами вологодских и ферапонтовских куполов, отражается в темных водах Белого моря, дрожит сполохами заполярных ночей. Он неразрывно связан с историей памяти и подвига, с плеском волн, с игрой света на вершинах Хибин, с древними загадками кандалакшского лабиринта, с неповторимым вселенским восходом на берегу Ледовитого океана… А еще – с острым безошибочно узнаваемым чувством-ощущением новых дорог, тайны которых еще предстоит раскрыть."
Автор текста и фото: Денис Присяжнюк
Редактор: Екатерина Суворкина