После постройки "Дредноута" и произведенного им мирового фурора ,британцам надо было закрепить свои позиции в новом сегменте военно-морской мощи. Дредноутов должно быть много...британских.
Понимая что и основной соперник-Германия и остальные морские державы не будут просто созерцать резкий рост английского морского потенциала,британцы усиленно использовали полученную фору. Проект у них был,опыт был-значит вопрос стоял лишь в скорости постройки кораблей по новому стандарту. По программе 1905-1906 Адмиралтейством было запланировано строительство четырех линкоров, правда правительство сократило аппетиты адмиралов до трех.
Время поджимало и разрабатывать новый проект возможности не было,взяли за основу "Дредноут" немного увеличили,улучшили противоторпедную защиту и усилили противоминную артиллерию.
Внешне линейные корабли типа «Беллерофон» мало отличались от своего предшественника, но отличались противоминными переборками и 16 102 мм орудиями,размещенными в казематах.Визуальным отличием была вторая трехногая мачта .
Названия корабли серии получили традиционные для британского флота-
Беллерофо́нт (др.-греч. Βελλεροφῶν) — в древнегреческой мифологии сын либо коринфского царя Главка, либо Посейдона и Евриномы.
"Суперб"- превосходный,"Темерер"-бесшабашный.
"Дредноут" и три линкора типа "Беллерофон" стали первыми четырьмя дредноутами в мире.
«Беллерофон» HMS Bellerophon. Заложен 6.12.1906,спущен на воду 27.07.1907,вступил в строй 20.02.1909.,исключен в 1921.
«Суперб»("Сьюперб") HMS Superb (Великолепный ) Заложен 6.02.1907,спущен на воду 07.11.1907,вступил в строй 09.06.1909.,исключен в 1921.
«Темерер » HMS Téméraire( Бесшабашный) Заложен 1.01.1907,спущен на воду 24.08.1907,вступил в строй 15.05.1909.,исключен в 1921.
Водоизмещение 18 800 т нормальное 22 100 т полное.Длина 160,3 м. Ширина 25,2 м. Осадка 8,3 м.
Бронирование-главный пояс: 127—254 мм
палуба: 15—102 мм
башни ГК: —279 мм
барбеты башен ГК: 203—279 мм
боевая рубка: —279 мм
Двигатели-18 паровых котлов типа «Бабкок—Уилкокс» или «Ярроу»
4 турбины системы Парсонса,25 000 л. с.,Скорость 21 узел максимальная.Дальность -5720 миль (на 10 узлах).Экипаж 733 человека.
Вооружение-5×2 305-мм/45 BL Mk.X
16×1 102-мм/50 BL Mk.VII,4×1 47-мм QF 3 pdr,3 подводных 450-мм торпедных аппарата.
Максимальная скорость на испытаниях-HMS Bellerophon-21,8 (позже 22,1),HMS Superb-21,64,HMS Temeraire22,07 узлов.
В 1913-14 годах на всех линкорах типа Bellerophon вспомогательные 102-мм орудия с крыши передней башни перенесены в надстройку. Орудия с боковых башен перенесены в кормовую часть надстройки в 1914 году. С кормовой башни 102-мм орудия сняты в 1915 году. В этот же период сняты два вспомогательных орудия с надстройки. В том же году добавлены два 76-мм зенитных орудия.
После Ютландского сражения на линкорах типа Bellerophon усилено палубное бронирование, — в общей сложности добавлено 23 тонны брони. К апрелю 1917 года на систершипах установлены одиночные 102-мм и 76-мм зенитные орудия, демонтирован носовой торпедный аппарат.
С линкора HMS Superb в 1917-1918 году сняли ещё одно 102-мм орудие. В 1918 году на всех кораблях установлен высокоугольный дальномер, на задних башнях линкора HMS Bellerophon установлены взлётные площадки для самолётов-разведчиков. После войны, во время переоборудования HMS Temeraire в учебный корабль, с него демонтированы четыре 102-мм орудия, для размещения военно-морских курсантов. Зенитные орудия также сняты с HMS Superb и HMS Temeraire.
"Беллерофоны" получили те же 305 мм пушки-что и "Дредноут"- десять 305-мм орудий Mk X в пяти двухорудийных башнях. Три башни располагались на осевой линии - две в корму от надстройки и одна в нос. Ещё две башни располагались побортно, возле надстройки. Осевые башни имели обозначение ′A′, ′X′ и ′Y′, боковые - ′P′ и ′Q′. Первоначально орудия имели диапазон вертикальных углов наводки между -5° и +13,5°, но во время Первой Мировой войны максимальный угол наведения увеличили до 16°.
Изготовлены стволы были по традиционной английской технологии.Поверх внутренней нарезной трубы шла вторая (внешняя) труба. Обе трубы изготавливались из легированной никелевой стали. Ствол скреплялся проволочной намоткой-поверх внешней трубы, от дульного до казённого среза, наматывалась проволока из высокопрочной стали с прочностью на разрыв 150 кг/мм² Масса снаряда составляла 390 кг, начальная скорость 837 м/с. При максимальном возвышении в 13,5°, дальность стрельбы составляла 16,5 км бронебойными снарядами. Первоначально в боезапас входили только бронебойные APC Mark VI и фугасные HE Mark IIa снаряды с баллистическим наконечником с оживалом в два диаметра. В 1915—1916 годах в боекомплект вошли бронебойные APC Mark VIa и полубронебойные Mark VIIa снаряды с оживалом в 4 диаметра, при стрельбе новыми снарядами максимальная дальность возросла до 17 236 м. С 1918 года применялись и бронебойные снаряды Mark VIIa (Greenboy). Максимальная дальность составила 18 690 м при угле возвышения 16°. Скорострельность орудий составляла около 2 выстрелов в минуту, боезапас - 80 снарядов на ствол.
Протитвоминная артиллерия была усилена-вместо 8 76 мм орудий "Дредноута" установили шестнадцать 102-мм орудий 50 калибра Mk VII. По два орудия установлено на башнях ′A′, ′P′, ′Q′ и ′Y′ главного калибра, остальные восемь орудий располагались в надстройке, на уровне палубы. Угол максимального возвышения составлял +15°, дальность стрельбы достигала 11 км. Масса снаряда составляла 14,1 кг, начальная скорость снаряда - 860 м/с. Боезапас составлял 200 выстрелов на орудие. Во время переоборудования 1916 года противоминные пушки с башен сняли и перенесли на палубы мостиков и надстроек, а также установили щиты. В 1917 г. часть орудий сняли, чтобы обеспечить вооружением малые корабли, осталось 13 пушек.
Традиционно имелось 4 47 мм салютных пушки Гочкисса.
Для усиления противоторпедной защиты между осями крайних башен была установлена продольная переборка толщиной 19-76 мм вместо двух экранов возле артпогребов на "Дредноуте" . Для компенсации роста водоизмещения конструкторы на дюйм сделали тоньше броневой пояс-до 254 мм в районе миделя. Бронирование главной палубы увеличили на полдюйма. Бронепояс изготавливался из крупповской цементированной брони,размещался между крайними башнями ,утончаясь к оконечностям-в носу до 152 мм,в корме до 127 мм.Шириной он был от средней палубы до 160 см ниже ватерлинии-по краям толщина до 203 мм. От средней палубы и до уровня 260 см выше ватерлинии бронировалось 203 мм плитами.
Барбеты осевых башен над главной палубой имели бронирование 228,6 мм, а ниже палубы - 127 мм. Задняя стенка барбетов имела бронирование в 228,6 мм по всей высоте. Бронирование бортовых башен отличалось лишь толщиной внешних сторон и составляло 254 мм.Башни главного калибра имели лобовое и боковое бронирование в 279 мм, крыша защищалась 76-мм броней, задняя стенка - 203-мм.
Фотогаллереи-
С началом первой мировой войны все три корабли вошли в состав 4-й линейной эскадры Гранд Флита. Основным занятием было патрулирование прибрежных районов. В мае 1916 в составе Гранд Флита участвовали в Ютландском сражении- но в основном как наблюдатели. 4-я эскадра располагалась позади 2-й эскадры в головной части британского построения. В ходе битвы только «Беллерофон» выпустил 62 снаряда калибром 12 дюймов, однако ни разу не попал.
В октябре 1918 года HMS Superb и HMS Temeraire переведены в Средиземноморский флот, где HMS Superb стал флагманом . В марте 1919 года HMS Bellerophon переоборудован в учебный корабль. В том же году выведены в резерв HMS Superb и HMS Temeraire, причем последний позже был переоборудован в учебный корабль и служил в этом качестве до 1921 года.В 1921 для разделки на металл были проданы HMS Temeraire и HMS Bellerophon, а в 1922 году — и HMS Superb.
В статье использованы новые возможности Дзена-фотогаллереи, иллюстративного материала поместилось в несколько раз больше.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам