В этой главе речь пойдет о татарах , и я попробую в кратце разъяснить для вас кто такие таты, и кто такие татары .
Есть устоявшееся мнение что этнотермин «татары» является производным слова , но в данном случае лучше это назвать «понятием» - «таты». Действительно ли «татары» этимологизируются от «татов»?
Сперва давайте разберемся с тем кто же такие таты. Для этого выберем все упоминания о татах из книги «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашкари.
Итак, поехали :
1) /23./ Ұс — „стервятник”.
Было сказано:
Кәлдй маңа тат,
Аидим амди йат
Құшқа булуб әт,
Сәнй тіләр ұс - бүрй.
„Ко мне пришел неверный уйгур. Я его убил и оставил на растерзание стервятникам и диким зверям”.
[букв.: „Пришел ко мне Тат. Я ему сказал: „Теперь ляг и стань мясом для птиц. Ты будешь желанным для стервятников и волков"].
2) /2650/ Тавгач — название тюркского племени, жившего в этих землях. Их называли тат тавгач, т. е. уйгур [тат] и синец [тавгаж].
3) /3246 /[чаб] — [„плавать”; „подхлестывать”; „ударять”; „покрывать”]. Әр сувда чабды „человек плавал в воде”.
Ол атий чибиқ бирлә чабды „он подхлестнул лошадь веткой”.
Жумак тат буйнин чабды „мусульманин ударил неверного по шее”, в наречии Уйгур.
Әр әвны чабды „человек покрыл свой дом свежей глиной”. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя:] чабар, чабмак.
4) /3970/ [сумлуш-; сумлуш-] — [„говорить на персидском языке”; „говорить на чужом (для тюрок) языке”], тат камуг сумлушдй [сумлишдй] „персы говорили на своем языке”. Так же говорят обо всех, кто говорит не на /с. 375/ тюркском. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя:] сумлушур [сумлишур] сумлушмак [сумлишмак].
5) /4240/ Тат — „перс”, у большинства тюрок.
Пословица:
Татиғ кузра ,тиканик түбра !
„Перса (бей) в глаз, шип (вырывай) с корнем”, тат „неправоверные Уйгур”, в [наречиях] Иагма и Тухсй, я слышал это в их селениях. У них есть еще выражение: тат тавгаж „уйгуры и синцы”. Содержание этой пословицы относится также и /с. 407/ к ним, так как они являются неверными: подобно тому, как шип вырывают с корнем, уйгура следует бить в глаз.
В другой пословице говорится:
Татсыз турк булмас,
Башсиз бурк булмас.
„Не может быть перса, не связанного с тюрком, как не может быть головного убора без головы, на которую его надевают”
Если сжать весь смысл выше приведенных примеров , то получается что таты , это либо - персы , либо – неверные. Но были ли татары «неверными» ? Однозначного ответа на этот вопрос нет , так что , давайте далее вникать в то кем же были татары. Для начала так же выбираем упоминания о татарах из ДЛТ(редакция З-А. Ауэзовой) . Итак , по второму кругу :
1) « Один из фрагментов Кабус Нама содержит советы по покупке рабов с описанием достоинств и недостатков представителей различных тюркских племен в этом качестве. Самый плохой нрав, считает Кай Каус, у огузов и кипчаков, самый лучший — у хотанцев, карлуков и тибетцев. Наиболее отважные и решительные - тургай, выносливые и работящие – ТАТАРЫ и йагма, а ленивые - жикил. Автор Кабус Нама уделяет внимание описанию внешности и физических качеств тюрок в сравнении с индусами и приходит к выводу о том, что именно тюрки являются самыми лучшими для ведения дел. Несмотря на то, что тюрки во времена Кай Кауса уже занимали серьезные позиции в армии и правительствах, в Кабус Нама они представлены лишь как рабы и слуги»
2) «Кочевниками являются Чумул, имеющие собственный говор и знающие тюркский язык, а также Кай, Иабаку, ТАТАР, Йасмил. Все эти группы имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским. Далее Киркиз, Кифжак, Угуз, Тухсй, Иагма, Чикил, Уграк и Жарук. У них чистый тюркский, единый язык [туркиййя махда луга вахида]. Близки к нему наречия Иамак и Башгирт.»
3) /758/ Үтукан — название местности в ТАТАРских степях вблизи от Уйгур.
4) /2321/ Татар — одно из тюркских племен.
Те кто читал М.Кашкари знают что уйгуры- таты были оседлыми , а татары кочевниками . Видимо это было еще одним фактором почему М.Кашкари не обобщал татар с татами. Понятие «тат» у М.Кашкари больше соотносится к оседлым , можно даже сказать ,к инородным нетюркским компонентам. А там он уже не делал никакой разницы между единоверцами персами , и «неверными» уйгурами.
Ну а теперь пришло время выходить на финишную прямую !
В первый раз догадка о происхождении этнонима «татар» пришла мне в голову когда я прокручивал варианты ротации з-р/с-р в тюркских языках. Это такое явление когда звук з/с/ш в конце подлежащих заменяется на «р» и наоборот. Тогда я понял что «-ар» в конце этнонимов не всегда «-ар» , понял то что «-ар» может читаться и произноситься как «-ас». В свой черед в качестве примера подверглись ротации и «татары». Получалось что «татары» - татАСы. А кто такие «татАСы»? Может «дөйт АСы»? А почему бы и нет , ведь «Дөйт» уран шөмекейцев вхожих в Кіші Жүз, и именно роды и племена Кіші Жүз в «Құзауре» указаны как АЛЧИ – ТАТАРЫ.
Возможно «Дөйт» был общим ураном определенной группы асов , и из-за этого их так и прозвали – дөйтасами. Превращение «дөйтасов» в «ТАТАР» шло следующим образом.... Но , давайте сразу оговоримся , что все это пока на уровне предположении !
Итак , начинаем :
Дөйтас → Төйтас →ротация с-р →Төйтар → Татар.
Как видим , «тат» и «татар» имеют совершенно разную этимологию , и совершенно непересекающуюся семантику. «Тат» это – чужак, оседлый , а «татар» - Дөйт ас !
Для полноты понимания темы , думаю , будет уместным немного рассказать о том что же такое «Дөйт». Это тоже самое что и «Дәуіт» , тоже самое что и «Теод» и «Дебет». Но лучше всего эта тема раскрыта в совместно написанной книге историка и филолога профессора К. Т. Лайпанова и археолога кандидат исторических наук И. М. Мизиева «О происхождении тюркских народов» . Давайте пройдемся .
В разделе книги «Дебет и Кайнар» пишется :
«...... что покровитель кузнечного дела Дебет Златоликий — Алтынбет Дебет — создан Тейри из кусочка его сердца. Видима, имеется в виду Солнце. Боги земли и огня дают ему разумение языка камня и огня, и Дебет сразу распознает, что содержится в том или ином куске камня, в земле, в горе и т. п. Ему приписывается изобретение наковальни, клещей, молота (до этого он ковал железо кулаком). Дебет (Дауэт) впервые на земле подковывает коня, он же обучает людей кузнечному ремеслу. Когда он начинал ковать оружие, частицы раскаленного металла, вылетая из-под его тяжелого молота, прилипали к небесному своду, превращаясь в звезды. Тогда рассеялась тьма, ночи стали светлыми, и нарты, овладев оружием, выкованным чудо-кузнецом, стали побеждать чудовищ и диких зверей. После того как Дебет изготовил достаточно оружия, он смастерил крылатую колесницу и улетел в небо, где продолжает ковать железо для небесных жителей, а падающие звезды — осколки раскаленного металла, вылетающие из-под молота.
В карачаево-балкарском нартском сказании о Дебете говорится, что главным именем Тейри — Солнца было «Къайнар-Тейри» («Кипящий Тейри») (скифский бог Гойтосир). Къайнар-Тейри сотворил землю, горы, воды и звезды. Когда он сотворил землю, она дрожала и тряслась, а моря бушевали, поэтому люди целых семь лет били поклоны Къайнар-Тейри, плакали умоляя:
Землю сотворил ты — не дай ей трястись, Воды явил ты — не дай им качаться! Тогда бог сотворил горы и вбил их в землю, как клинья, после чего землетрясения и штормы прекратились. Къайнар-Тейри извергал на землю желтые камни — золотые самородки (къусукъ — изрыгнутое), серебро — его замерзшие слезы, железо — его испражнения, бронзу — родную сестру золота. Когда же нарт Дебет отделил железо от камней и выковал из него боевое оружие, нарты истребили своих врагов, так называемых харра, человекообразных безобразных существ, покрытых красной шерстью.
Имя нартского кузнеца состоит из слов дып/тып (огонь, огненный) + бет (лицо; следовательно дыпбет означает «огненноликий», т. е. Солнце. Возможно, в какое-то время слово «Дебет» («Дыпбет») само было эпитетом к имени солнечного божества, а затем стало именем нартского кузнеца. «Къайнар» же так и осталось именем бога Солнца. Выстраивается целая цепь: Къайнар — Дыпбет Къайнар (Огненноликий Къайнар) — Дебет — Алтынбет Дебет (Златрликий Дебет) — Къайнар-Тейри (Джуртубаев, 1991, с. 155, 157).»
А теперь про «немецких татар». Это взято из работ Галина Шуке , филолог, лингвист:
«В древности одно из германских племен называлось тевтонами. В латинской транскрипции оно имело форму Teutones, а в тюркской — Тэутэи с семантикой «род, обладающий первенством».
Накануне X века у латиноязычного варианта этого названия появляется форма teutiskus или в простонародье — thiutisk. Во второй половине X века эти формы трансформируются в современное — deutsch. Промежуточные формы teutiskus и thiutisk после этого бесследно исчезают.»
Как видим , «Дөйт» понятие очень древнее , сакральное . Но сейчас все это , как бы , забылось , и об этих вещах в силу профессиональных обязательст знают только этнографы и историки . Очень велика вероятность того что «Дөйт» когда-то был общеасским ураном . Подтвердить это , или же отринуть – дело будущих исследовании.
У меня , как бы , все..