Одна женщина хотела ребенка. Но не могла из-за бесплодия. XXI век открывает фантастические перспективы. Выходом стала процедура ЭКО, которая чуть не вышла боком донору спермы. Женщина требовала от него признать отцовство и платить алименты. Суды во мнении разошлись, но Верховный суд разобрался.
Зачатие до суда довело
Жила-была женщина. Пусть её зовут Оксана (все имена, как всегда, изменены). Очень уж она ребеночка хотела, но была бесплодной. Единственной надеждой стать матерью было ЭКО.
ЭКО или экстракорпоральное оплодотворение — вспомогательная репродуктивная технология, применяемая при бесплодии. Суть её в том, что яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно «в пробирке». Полученный эмбрион несколько дней содержат в инкубаторе, а потом переносят в организм женщины для дальнейшего развития.
Для оплодотворения яйцеклетки (донорской, кстати) нужен был сперматозоид. Оксана не была замужем, но донора нашла. Им стал Алексей. В каких отношениях были эти двое, история умалчивает. Но доподлинно известно, что Алексей был женат и воспитывал двоих детей.
Оксана и Алексей пришли в медицинский центр, заключили с ним договор. Мужчина сдал генетический материал.
Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Первая попытка закончилась неудачей — эмбрионы не прижились. Алексей разрешил заморозить оставшуюся сперму.
Через некоторое время Оксана вновь наведалась в мед. центр, уже одна. В этот раз всё получилось, у неё родились две (!) девочки.
Казалось бы, мечта сбылась. Но то ли новоявленную мать смутил результат — сразу двое, то ли еще что…
В общем потребовала она от Алексея признать отцовство и платить на детей алименты. Тот удивился. Его жена, наверное, тоже удивилась.
Оксана в суде доказывала, что Алексей является отцом её детей и при прохождении программы ЭКО подписал согласие участвовать в воспитании будущих детей. Он даже расписался в заявлении в графе «муж».
С тем, что дети родились с использованием его генетического материала, Алексей не спорил. Но платить алименты не хотел, поскольку был лишь донором.
Что сказали суды?
❌ Городской суд (первая инстанция) в иске отказал. В браке Алексей и Оксана не состояли. Ответчик был донором, обязательств по участию в воспитании и содержании детей он на себя не принимал. Поэтому родительские права и обязанности в отношении родившихся детей у Алексея не возникли.
Платить алименты он не обязан.
✅ Областной суд (апелляционная инстанция) иск удовлетворил, отменив решение нижестоящего суда. По мнению апелляции Алексей проходил программу ЭКО как гражданский муж истицы.
Он не проходил медико-генетического обследования, на него не заводили карту донора. Значит Алексей не был донором, он пришел как партнёр Оксаны. Следовательно, у него возникли родительские права и обязанности.
Он — отец детей и должен платить алименты.
❌ Верховный суд РФ (кассационная инстанция) отменил решение областного суда и оставил в силе решение городского — в иске надо отказать.
Родительские права и обязанности возникают у официальных матери и отца ребенка. Доноры таковыми не являются.
Как определяют отца ребёнка?
Если ребенок родился у супругов или в течение трёхсот дней после развода, то отцом автоматически признается муж или бывший муж матери (п. 2 ст. 48 Семейного кодекса).
Основанием для записи об отце в ЗАГСе будет свидетельство о заключении брака.
Если отец и мать в браке не состоят, то отцовство может быть установлено на основании:
- их совместного заявления;
- по заявлению отца с согласия органов опеки и попечительства в случае смерти матери, признания её недееспособной, лишения её родительских прав (но это не наш случай);
- по решению суда.
Совместное заявление можно подать даже до рождения ребенка.
А если делали ЭКО, кто считается отцом тогда?
Если на ЭКО дали согласие супруги, то родителями считаются именно они (п. 4 ст. 51 Семейного кодекса). Между донором и ребенком родительских прав и обязанностей не возникает. И неважно, был донор анонимным или нет.
В случае спора об установлении отцовства:
- с одной стороны донор генетического материала (как спермы, так и яйцеклетки) не может ссылаться на то, что он — фактический родитель ребенка;
- с другой стороны родители или единственный родитель (единственная мать в нашей истории) тоже не вправе требовать признания донора родителем.
Если совсем просто, то женщина, родившая при помощи ЭКО, не может требовать признать отцом донора спермы, даже если она его знает.
Но в этой истории донор расписался в графе «муж». Разве это ничего не значит?
Да, это ничего не значит. Удивлены?
Участвовать в программе ЭКО может одинокая женщина. Порядок участия в программе утвержден Приказом Минздрава России от 30.08.2012 № 107н. Там есть не только порядок использования технологии ЭКО, но и формы необходимых заявлений и документов.
Утвержденная Приказом форма заявления графы «муж» не содержит. Это была отсебятина самой Оксаны, она сама составила заявление. И Верховный суд указал:
«Из этого следует, что данное заявление не может рассматриваться как основание для возникновения прав и обязанностей для лиц, не состоящих в официальном браке».
Алексей своей подписью лишь подтвердил правильность его данных в качестве донора генетического материала. А фраза «Я обязуюсь содержать и воспитывать детей…» в контексте всего этого относится только к заявителю — Оксане.
Первая попытка создания эмбриона, как вы помните, была неудачной и сперму, с согласия донора, заморозили. Вторую попытку вообще делали без его участия.
А ещё в программе ЭКО нет никаких «партнёров». Может быть либо ЭКО в браке и тогда родителями считаются супруги, либо не в браке — тогда есть участники программы и доноры.
Нельзя признать донора отцом родившегося ребенка. Требовать уплаты алиментов от него тоже нельзя.
📎 Судебный акт: Определение ВС РФ от 02.07.2019 по делу № 64-КГ19-6.
А как думаете вы — правильно поступил Верховный суд? Или надо было заставить Алексея платить алименты? Пишите свое мнение в комментариях. И лайк 👍 поставить не забудьте, это помогает развивать канал.