К имени «Анна» Булгаков был явно неравнодушен: в «Мастере и Маргарите» оно встречается несколько раз – и знаменитая Аннушка, разлившая масло, и второстепенные персонажи вроде Анны Францевны де Фужере и Анны Ричардовны.
Заметим, что просто имя «Анна» не имеет в романе негативной "ауры". В отличие от «Аннушки».
Помимо женщины, разбившей о вертушку банку с подсолнечным маслом, в романе присутствует еще одна Аннушка. И это – трамвай.
Вот что пишет московский старожил Г. В. Андреевский про трамвайные линии Москвы, проложенные еще до революции.
«Медной линией» кондукторы называли линию «Б», которую в народе называли «букашкой». Проходила она по Садовому кольцу, мимо многолюдных вокзальных площадей, по «пыльным обочинам Москвы».
Этой линией пользовался рабочий люд, расплачивавшийся за проезд медяками.
«Была еще и «серебряная линия». Это была линия «А». Ее все называли ласково «Аннушка». Публика на ней была поинтеллигентнее и расплачивалась больше бумажками и серебром. Трамвай этого маршрута проходил мимо памятников Пушкину, Гоголю, мимо храма Христа Спасителя, Кремля».
Во времена Булгакова наверняка про трамвайную «Аннушку» еще помнили. Таким образом, целых две Аннушки причастны к гибели Берлиоза.
А вот по поводу того, ходил ли трамвай непосредственно по Бронной, как описано в романе, до сих пор ведутся жаркие споры.