Дэвид Йошида оказался в клубе Вангу Саньда случайно. Первоначальная цель была преподавательская работа в Японии и продолжить обучение боевым искусствам, которые он начал в университете в Великобритании. Найти работу в Японии оказалось непросто, но получить место преподавателя английского языка в Китае заняло всего 1 день. Оказавшись там, Дэвид начал искать "кунг-фу" и вместо того нашел Ушу.
Он увидел плакат в местном магазине. Были изображены двое дерущихся мужчин, и задал вопрос... «Саньда», - сказали они, - «и для нас будет честью научить тебя».
Дэвид познакомился с традиционными китайскими методами обучения в свой первый день в Вангу - мучительные растяжки, агрессивный рев китайских тренеров и импровизированный спарринг-матч, в котором был сбит более опытным противником. После матча весь зал встал и аплодировал Дэвиду, крича: "отличная работа!
В каждой провинции есть профессиональный клуб, в каждом городе есть профессиональный клуб, а также несколько частных клубов ушу, таких как Вангу, обучающие традиционным боевым искусствам, а также Саньда. В каждой провинции около дюжины спортивных университетов имеют свои собственные клубы Ушу и Саньда, и все они участвуют в местных, региональных и национальных турнирах. Все основные рекламные акции в Китае представлены преимущественно бойцами Саньда, противостоящими другим многочисленным дисциплинам и стилям. Большинство клубов Ушу базируются на Ушу Саньдя и исполнении, но предлагают курсы по боксу, китайской борьбе и часто дзюдо или даже кендо. И только начинают предлагать и MMA.
Как и большинство вещей, популярных в Китае, Саньда является чем-то вроде тайны для западного мира. В международных турнирах Саньда участвуют конкуренты из десятка разных стран, среди которых - Китай, Россия, Турция и Иран.
Элитные бойцы могут рассчитывать щедрую компенсацию от родных стран, большинство из которых спонсируют спорт и помогают оплачивать объекты, тренеров и расходы на проживание.
Усилия на пути Саньда - это работа так же, и даже бойцы низкого уровня могут поддерживать себя и получив тренерскую должность преподавать в спортивном университете.
Для прагматично настроенных китайских родителей, Ушу не является их первым выбором для ребенка, но это не страшно. Ушу и особенно клубы Саньда тесно связаны с военными в Китае. Это означает хорошую гарантию занятости для тренеров и возможность работать с НОАК (Народно-освободительная армия Китая) , одной из самых сильных, самых богатых и самых влиятельных организаций в стране.
Саньда был разработан из традиционных китайских боевых искусств и Лей-Тай.
Кунг-фу и Лей-Тай были популярны в то время, но не рассматривались военными командирами как особенно эффективные для рукопашного боя в боевых условиях. Система Саньда выросла из Саньшоу (свободный бокс) и включала в себя как ударные, так и захватывающие методы.
Ассоциации Ушу начали заниматься боевыми искусствами в начале 1970-х годов спустя несколько десятилетий бездействия, во время пост-освободительных революций Мао.
В Саньда Ушу появились четкие правила и балльная система, смертельные методы были отброшены, а спортивные учреждения по всей стране предлагали занятия Саньда и обучение как бойцов, так и тренеров. Этот вид спорта быстро прижился, особенно когда конкуренты и тренеры начали получать регулярные зарплаты от государства. И взорвался в конце 1990-х годов, когда соревнования Саньда начали регулярно появляться на телевидении.
Сегодня Саньда составляет основу репертуара каждого конкурирующего китайского мастера боевых искусств. Постоянно проводятся соревнования, кульминацией которых является крупнейшее и самое важное событие в области боевых искусств в Китае - национальные чемпионаты по Ушу Саньда. Победители пользуются пожизненной славой, денежными выплатами и щедрыми подарками от спонсоров, доброжелателей и от хорошо связанных с Ушу чиновников.
Всё же историй, как у Дэвида,немного. Тысячи людей путешествуют в Таиланд, Японию, Бразилию и Россию, улучшая свои боевые навыки — Китай просто не так часто на карте.
Одной из основных причин является отсутствие представителя с уникальным набором навыков Саньда, который впечатлял бы достаточно людей, чтобы начать движение к этому конкретному стилю.
У Грейси - бразильского Джиу-Джитсу, Самбо у Федора, а в Муай-Тай многие участники ММА когда-лтбо были там.
На данный момент у Саньда есть только Кунг Ле. Ле был борцом, и хотя его удары эффектны, на самом деле мало уникального в его ударном стиле, который нельзя было бы изучить в тхэквондо, каратэ или в других популярных боевых искусствах.
Что предлагает Саньда, чего нет в других стилях?
“Если бы мне нужно было точно определить технику, я бы сказал, что удар опережает”, - сказал Дэвид, - "опережение удара очень уникальны для Саньда и требуют больших рефлексов и скорости.”
В Саньда есть техника разборки, которая включает в себя перехват удара, а затем делается подсечка опорной ноги. Хороший Кикер сможет хлестать ногой и очень трудно поймать что-нибудь, не сломав руку или барабанную перепонку в этом процессе. Это техника Саньда, на которую бойцы указывают при обсуждении элементов их стиля.
Еще одна большая причина относительной безвестности Саньда в кругах ММА - это тот факт, что ему или ей это в действительности не нужно.
Национальный контур Саньда и Ушу в Китае здоров и процветает. Бойцы и тренеры хорошо зарабатывают. Международные турниры также очень популярны и привлекают сотни бойцов, тысячи зрителей и миллионы спонсорских денег для ассоциаций Саньда, а также Чемпионов-бойцов и их команд.
Во всяком случае, UFC нуждается в Саньда больше, чем Саньда нуждается в UFC, если их промоуш ребята желают расширяться в Китай каким-либо значимым образом.