Найти в Дзене
Platforma

Как строили монумент «Родина-мать зовет»

Оглавление

23 января 1958 года Постановлением ЦК КПСС было решено построить в Сталинграде монумент «Родина-мать зовет». Конкурс на проект продолжался 10 лет — с 1945 по 1955 год. Участие принимали все желающие: профессиональные архитекторы, солдаты с фронта и иностранные лица.

Проект советского архитектора А. К. Бурова. Пирамида высотой 150 м
Проект советского архитектора А. К. Бурова. Пирамида высотой 150 м

Кто придумал

Одним из конкурсных проектов была работа Е. И. Левитана. Он предложил построить большой некрополь на вершине Мамаева кургана. Его идея была в создании огромной двухярусной пирамиды, поделенной на четыре части с пустым центром. Там предполагалась фигура советского солдата с мечом. К солдату ведут четыре широкие лестницы, а сам некрополь задумывался как неприступная крепость, открывшая свои двери для тех, кто уходит в вечность.

История памятника «Родина-мать зовет» началась задолго до 1958 года. В августе 1946, после Потсдамской конференции, у Ворошилова возникла идея установить монумент в Берлине, в Трептов-парке, где было захоронено 7000 русских солдат. Он рассказал об этом своему хорошему знакомому Евгению Вучетичу. Скульптор согласился и предложил варианты: фигуру Сталина, державшего в руках земное полушарие или изображение Европы и фигуру русского солдата, спасавшего ребенка (история была реальна). Два варианта были представлены Сталину и он выбрал фигуру солдата с ребенком. Только вместо автомата в руках должен быть меч как символ победы над фашизмом. 8 мая 1949 года памятник был открыт в Берлине.

Памятник советскому солдату «Воин-освободитель». Берлин
Памятник советскому солдату «Воин-освободитель». Берлин

Уже в Москве Вучетич получает письмо от советского солдата, вернувшегося в Сталинград после войны. «Вы создали бессмертный памятник в Берлине, на чужой земле. Это хорошо. Но почему нет такого памятника на нашей родной земле, политой кровью её лучших сынов. Не я один спрашиваю вас об этом, скульптор», - написал он.

Письмо сильно тронуло Вучетича. Он давно уже замыслил грандиозный проект. Если в Берлине был «Воин-освободитель», то в Сталинграде следует установить «Воина-победителя»?..

Скульптор так и мыслил. Первым его проектом монумента был солдат, положивший меч к ногам фигуры женщины со знаменем и снопом (олицетворение Родины). Хлеб в её руках означал окончание войны, мирную жизнь, изобилие. Памятник почти утвердили, но Вучетич отказался от проекта. Объяснялось это тем, что война все еще продолжалась и ансамбль на Мамаевом кургане все-таки должен увековечить память о Сталинградской битве. Да и мирную жизнь народ ждал еще долгих два года.

Первый проект памятника на Мамаевом кургане.
Первый проект памятника на Мамаевом кургане.

В творческий коллектив под руководством В. Вучетича входили архитекторы Я. Белопольский, В.А. Дёмин, Ф.М. Лысов и скульпторы М.С. Алещенко, В.Е. Матросов, Л. М. Майнстренкои другие. Руководителем инженерной группы был доктор технических наук Н. Никитин, а военным консультантом — В.И. Чуйков.

Почему именно женщина?

Образ Родины как женщины сопровождает всю историю России. Еще в 18 веке, после окончания Семилетней войны, Петр III хотел установить на Невском проспекте Триумфальную арку с женской фигурой, которая олицетворяла бы Россию.

Агитационный плакат «Родина-мать зовет!»
Агитационный плакат «Родина-мать зовет!»

Советская пропаганда олицетворяла образ Родины с самым родным человеком-матерью. Те, кто защищал родную землю-были её сынами, а захватчики-враги. С началом Великой Отечественной войны появился плакат с названием «Родина-мать зовёт», на котором женщина с текстом воинской присяги призывает защитить свою землю. Листовки, фронтовые газеты, плакаты и карикатуры убеждали солдат в необходимости заботиться о Родине, как о матери.

Родина как мать воспринималась советскими воинами настолько глубоко, что ее представляли как ожившую настоящую женщину, которая молила о защите. Эффективность работы пропаганды можно увидеть на доме Павлова, где осталась надпись с февраля 1943 года: «Мать-Родина! Здесь героически сражались с врагом гвардейцы Родимцева».

Изображение на барельефе Триумфальной арки. Франция, 1806-1836 г.
Изображение на барельефе Триумфальной арки. Франция, 1806-1836 г.

Монумент «Родина-мать зовёт» представляет собой русскую женщину средних лет, в простой одежде и воинственным выражением лица. Замысел Вучетича возник из образа богини победы Ники в античной истории. Еще одним прообразом, оказавшим влияние на памятник стала французская «Марсельеза». Это образ символа республики и революционной Франции. «Марсельеза» изображена на барельефе Триумфальной арки в виде смелой женщины, с мечом в руке и выражением призыва на лице.

Кто был прототипом памятника?

Сам Вучетич никогда не давал прямого ответа на этот вопрос. Есть три девушки, схожие со скульптурой: Анастасия Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева. По одной из легенд прообразом была студентка Изотова. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград», где её и увидели московские художники. Внешность и фигура Валентины идеально подходили под образ советской женщины и она согласилась позировать. Конечно, полностью она не обнажалась: тогда это было не в почёте, да и муж у нее был довольно ревнивый. Работала Валентина больше полугода. Кстати, оплата была в размере трех рублей за день, что по тем временам было очень даже неплохо.

А по другой версии это была Екатерина Гребнева, советская гимнастка. По ее рассказу во время тренировки за ней наблюдали двое мужчин. Потом они подошли к главному тренеру и попросили забрать Екатерину для позирования. Три месяца Гребнева ходила в мастерскую и работала натурщицей. Сначала рисовали торс с развевающейся тканью, а через год лицо с открытым ртом.

«Родина-мать зовёт» — это собирательный образ. По официальной версии прототипом стала Нина Думбадзе, советская легкоатлетка. А вот лицо принадлежит жене Вучетича, Вере.

Почему в руке меч?

Ведь на войне стреляли из автоматов. Меч связан с другими памятниками Вучетича: «Воин-освободитель» в Берлине и «Тыл-фронту» в Магнитогорске. Почему Магнитогорск? Во время войны каждый третий снаряд и каждый третий танк были изготовлены из уральской стали. По замыслу архитекторов памятник в Магнитогорске первый из триптиха. Рабочий передает меч солдату, тот принимает его как символ оружия, созданного в тылу. Солдат смотрит на Запад, в сторону врага, а рабочий остается на Востоке, в тылу. Памятник создавали уже после смерти Е. Вучетича, в 1979 году. Архитекторами были Я. Белопольский и Л. Головницкий. Меч в Волгограде выступает символом борьбы советского народа. А в Берлине солдат уже с опущенным мечом, как символ победы над фашизмом.

Триптих «Меч победы»
Триптих «Меч победы»

Кстати, Вучетич создал три меча: один в Сталинграде, второй в Берлине, а третий находится в Нью-Йорке. Скульптура выглядит так: сильный мужчина огромным усилием изменяет меч на орудие мирного труда. Называется «Перекуем мечи на орала». Памятник установлен в 1957 году и находится возле центрального входа в здание ООН.

Скульптура «Перекуем мечи на орала». Нью-Йорк
Скульптура «Перекуем мечи на орала». Нью-Йорк

Строительство

Монумент создавался в течение трех лет. Начать следует с того факта, что Мамаев курган после Сталинградской битвы — это огромная братская могила. Там захоронено почти 35 тысяч солдат. Первые несколько лет там не росла даже трава, а зимой таял снег. Курган был черным от осколков, мин и бомб. В таком виде он стоял до 1959 года, до начала строительства. Чтобы построить монумент, необходимо было выровнять землю. Несмотря на то, что там одна большая братская могила, бульдозеры выровняли всю территорию. Вместе с могилами, за которыми ухаживали местные жители. Мемориал стоит буквально на костях.

Мамаев курган. 1943 год
Мамаев курган. 1943 год

По плану памятник был 52 м высотой. Но прямо перед установкой постамент было приказано «нарастить», чтобы обогнать американцев и их «Статую свободы» (46 м). А фундамент был рассчитан на первоначальную высоту. Что тогда сделали? Очевидно — засыпали еще грунтом. 150 тонн снова легли на могилы. А затем все залили бетоном и сейчас там дорожки, которые ведут наверх.

В том варианте, который мы видим высота скульптуры с мечом — 87 метров с установочной плитой, а вес 8 тысяч тонн. Для строительства использовался железобетон, так как на гранит или бронзу у государства денег не было. Их не было, чтобы построить жилье для граждан. Люди жили в старых бараках, разбитых домах, да и город еще лежал в руинах. Но зато огромные деньги выделялись на строительство.

Гениальный конструктор Н. Никитин провел сложные расчеты по определению центра тяжести скульптуры. Внутри расположен металлический каркас и бетон стянут 117 стальными канатами (в 2017 заменили 99), проходящих ярусами по всей длине статуи. На каждом канате установлен датчик для слежения за колебаниями. Горизонтальные канаты удерживают от падения руки скульптуры. Натяжение канатов — 60 тонн.

Строительство монумента
Строительство монумента

Скульптура сделана из блоков напряженного железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Если снаружи кажется, что «Родина-мать» — это полная импровизация, то внутри все сделано по строгому инженерному расчету.

Строить из железобетона было непросто: он быстро затвердевал и на нем образовывалась пленка, которая ослабляла сцепление. Бетонный завод находился в 38 км Мамаева кургана, поэтому у водителей был всего час на доставку, которая стала круглосуточной. Грузовики с бетоном пропускали, а сотрудники ГАИ не имели права их останавливать.

Работы по бетонированию скульптуры проводились с внутреннего пространства. Толщина железобетонных стен всего 25-60 см. В «теле» статуи установили стальную арматуру и деревянную опалубку для постепенного бетонирования. Внутри есть лестницы, по которым можно подняться вверх и подойти к любой части внутреннего объема, а также в голову, руки и шарфы. В руке с мечом есть проход, позволяющий подняться по всей его высоте.

Голова скульптуры в деревянной опалубке
Голова скульптуры в деревянной опалубке

Меч первоначально был изготовлен из прочной нержавейки и обшит титаном. Но из-за большого веса и размеров меч начал деформироваться и сильно греметь. В 1972 году его заменили на стальной, а вверху просверлили отверстия для устранения раскачивания от ветра. Длина меча — 33 метра, а вес больше самой статуи — 14 тонн.

Открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года. Принимал монумент Л. И. Брежнев, строительство шло при Н. С. Хрущеве, а проект утверждал И. В. Сталин. «Родину-мать» часто называют «памятником трех генсеков». Через год после открытия на поверхности появились первые трещины от влаги. С тех пор каждый год скульптуру покрывают водоотталкивающим раствором.

Что сейчас

С июня 2019 года началась реставрация памятника. Реставраторы обещают закончить работы к апрелю 2020 года. Для восстановительных работ в Волгоград «приехали» строительные леса весом 200 тонн и общей длиной 46 км из Подмосковья. На реставрацию выделено 670 млн рублей.

Работы по монтажу лесов ведутся круглосуточно. К середине августа леса добрались до меча. У основания уже начались работы по реставрации. Каждую трещину вскрывают, промывают и вводят ремонтный состав для гидробетона. После того, как все трещины будут вскрыты и заделаны поверхность покроют финальным составом и «Родина-мать» станет первоначального цвета (как при открытии в 1967 году).

Реставрация памятника в 2019 г.
Реставрация памятника в 2019 г.

Внутри тоже ведутся работы: там завершают демонтаж опалубки, которая была там с открытия памятника, заделывают трещины. Интересно, что внутри обнаружили два помещения, которых не было в плане при строительстве.

В октябре начнут демонтировать строительные леса (это займет 1-1,5 месяца), а к началу ноября планируется завершить весь перечень реставрационных работ. Затем останется облицевать поверхность стилобата и заняться восстановлением газона. По плану к апрелю 2020 года все работы должны быть завершены.