В немецком саду Марии и Карла Артмайер (Artmeyer) можно встретить деревья и кустарники самых причудливых форм. Неудивительно, ведь хозяин этой выставки достижений топиарного искусства давно «на ты» и с растениями, и с секатором.
- Господин Артмайер, какие необычные фигуры из самшита! Если курочки мне встречались и в других садах, не только в Германии, то пингвинов я еще нигде не видел.
- Это новая мода в искусстве топиари. Видите, здесь целая колония «птиц». Работа была очень трудоемкой. Я их долго подращивал и формировал – около десяти лет, и всего лишь три года назад высадил у входа в сад на всеобщее обозрение. Каждая фигура сделана из одного растения, одного стволика. Признаюсь, довольно трудно «заставить» верхушку самшита походить на голову пингвина.
- С первого взгляда понятно, что вы большой поклонник декоративных деревьев и кустарников.
- Наверное, это судьба, мое предназначение. Всю свою жизнь я проработал продавцом-консультантом в питомнике древесных растений. С годами и мой собственный сад становился все больше похож на демонстрационный участок для наших клиентов. Я всегда был рад показать им и сами растения, и способы их использования в ландшафте. Но это лишь одна сторона истории. Если бы ни мои увлечения, сад напоминал бы скорее дендрологическую коллекцию.
- К гадалке не ходи, ваше первое увлечение - эксперименты с формовкой.
- Да, с садовыми ножницами можно и нужно обращаться творчески. Поэтому здесь и появился топиарный садик из самшита, который стал вечнозеленой структурной основой сада.
Еще одна миниатюрная, но сложная «роспись по участку» находится прямо перед домом. Это кельтский узор, выполненный из двух компактных сортов самшита - сизоватого ‘Blauer Heinz’ и светло-зеленого ‘Suffruticosa’.
Только вы не подумайте, что многолетникам у меня нет места. У колодца в прохладном затенении прекрасно себя чувствуют морозники. А на газоне весной цветут подснежники и нарциссы. В цветочных рабатках – дельфиниумы, акониты, флоксы и очитки – чтобы порадовать глаз буйством цвета. Но это уже за пределами стен топиарного сада.
- Судя по обилию подпорных стенок и садовых перегородок, мощеных дорожек и площадок, каменщики поработали у вас от души. А павильон из камня! И все это украшено оттисками и барельефами...
- Я сам себе каменщик, ведь это и есть мое второе увлечение. Я поклонник старых строительных материалов. В течение нескольких лет я собирал песчаник, когда в округе сносили старые дома. Складывал в кучу старые булыжники, равно как и валуны, которые попадались фермерам при вспашке полей. С удовольствием принимал в дар старый кирпич и каменные оттиски. На самом деле сад начался именно с работы с камнем: первым делом я вымостил дорожки и мостик.
- Получается, что мостик появился раньше пруда?
- Именно так. Было желание сделать что-то необычное с камнем, а пруд появился позже, чтобы как-то оправдать существование мостика.
Я сам возвел все садовые стены, вымостил потайной внутренний дворик и украсил его копией барельефа, который давным-давно изготовил для одной из церквей мой прадедушка.
Колодец – тоже моих рук дело. Там как раз и начинается ручеек, протекающий под мостом и впадающий в пруд.
- Топиарный сад напоминает о Франции, а участок перед домом, с формованными соснами, кажется, навеян японскими мотивами...
- Такого ощущения я и хотел добиться, когда задумывал эту часть сада. Часть сосен с помошью обрезки и системы грузов сформирована по всем правилам садового бонсая. Здесь же растут пять сортов магнолий – весной это настоящий праздник! С ними вместе цветет красно- и белоцветковая японская айва на высоких штамбах. Их я привил самостоятельно на подвой из рябины - просто хотелось иметь в саду хеномелес, но не хотелось мучаться с корневыми отпрысками.
- Догадываюсь, что вы подбирали деревья с расчетом и на осенний эффект?
До ноября сад просто пылает! Конечно, в первую очередь, благодаря осенней палитре японских кленов – от желтого через оранжевый к ярко-красному. Если вы обратили внимание, вход в потайной садик скрывают кулисы из винограда девичего ‘Engelmannii’. Осенью он становится главной фокусной точкой топиарного сада.
От желтого до красного меняет свой цвет фотергилла, «горит костром» скумпия кожевенная на штамбе, пронзительно-алым становится бересклет крылатый – его пробковые наросты на побегах украшают сад и зимой.
- Но в центре внимания ваших гостей из года в год остается топиарный сад. Поделитесь секретом «отличной формы». Может быть, он в инструменте?
Всю работу я делаю механическими ножницами - результат выглядит гораздо лучше, чем при обработке электроинструментом. Я никогда не расстанусь со своими старыми любимыми садовыми ножницами. Такой хорошей стали сегодня не найти.
Конечно, за ними нужно ухаживать. Перед началом сезона обрезки в конце мая-начале июня я их точу и смазываю маслом. Но, самое важное, обрезка просто приносит мне удовольствие. Пожалуй, это и есть мой главный секрет.
Интервью было взято в 2010 году.
Подписывайтесь на мой канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзене.
Анонсы блога в мессенджере Telegram, мои страницы в фейсбуке и вконтакте, старый блог в ЖЖ.