Найти тему
Постигший Дзен

Миф о Николае II: Российской Империи не следовало ввязываться в Первую Мировую Войну.

Часто сталкиваюсь с точкой зрения, которая состоит в том, что Николай II, поддавшийся «имперским» амбициям, совершил большую ошибку, вступив в Первую Мировую Войну. Так ли это, на самом деле? Спойлер (не так)

В подтверждение точки зрения, что вступление Российской Империи в Первую Мировую Войну (ПМВ) было ошибкой, указывается, что именно ПМВ привела к экономическому и моральному истощению Российской Империи, что в свою очередь, привело к революции и распаду государства.

Поэтому предлагаю рассмотреть детально, действительно ли вступление в ПМВ было ошибкой, и была ли реальная возможность у Российской Империи сохранить нейтралитет в той войне.

Известно, что поводом к началу ПМВ стало убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, однако, чтобы попробовать дать историческую оценку действий Николая II, не стоит полагаться на поводы ПМВ …. Необходимо исследовать истинные причины ПМВ….

Чтобы разобраться в причинах ПМВ и в причинах вступления Российской Империи в ПМВ, рассмотрим геополитическую ситуацию в Европе во второй половине ХIХ века и в начале ХХ века.

После победы союзных войск над Наполеоном, в 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии образовали Священный союз, и российские императоры соблюдали союзные обязательства перед своими партнерами, оказывая своим союзникам поддержку и помощь (том числе и военную), и рассчитывали, что подобное союзное поведение будет взаимным. Однако во время Крымской войны стало понятно, что один из союзников по Священному союзу в действительности надежным союзником Российской Империи не является. Австрийская Империя заняла активную антироссийскую позицию. Она не вступила в Крымскую Войну на стороне коалиции, состоявшей из Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, но, сохранив нейтралитет, вела активные переговоры с представителями коалиции. Кроме того, действия Австрийской Империи указывали на возможное ее вступление в Крымскую Войну на стороне коалиции, вследствие чего Российская Империя была вынуждена держать часть своих войск вблизи российско-австрийской границы, и не имела возможности задействовать ее для усиления войск, непосредственно ведущих боевые действия с антироссийской коалицией.

Союз Российской Империи с Пруссией продлился несколько дольше, вплоть до образования Германской Империи, ведущим государством в составе которого стало королевство Пруссия. В 1879–м году в отношениях Российской и Германской империй произошел перелом, который случился из-за введения ограничений Германской Империей ограничений на российский экспорт хлеба, которые достаточно болезненно сказались на экономике Российской Империи и внесли серьезные поправки в ранее дружественные отношения между государствами. Тем не менее, отношения продолжали считаться партнерскими, пока действовал договор перестраховки, подписанный между Российской и Германской Империями, который предусматривал сохранение нейтралитета между странами в случае возникновения войны с третьими странами. Однако с приходом к власти в Германии кайзера Вильгельма II внешняя и внутренняя политика Германии значительно изменилась, и в 1890-м году Вильгельм II отказался продлить действие договора перестраховки. Александр III, не желая в сложившихся обстоятельствах оставлять Российскую Империю в изоляции, был вынужден подписать политический союз с Францией. После подписания договора между Российской Империей и Францией Германия стала рассматривать Российскую Империю, как противника, и стала фактически, выражаясь в современной терминологии, вести торговую войну против Российской Империи, выдавливая российский зерновой экспорт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Голландии, замещая его собственными поставками, что наносило серьезный ущерб сельскому хозяйству и экономике Российской Империи.

Принято считать, что национализм, как движущая идея для развития страны, возник в Германии во времена Адольфа Гитлера, однако при ближайшем рассмотрении окажется, что сходные идеи были популярны в Германии и в конце XIX, начала XX века.

Так, Вильгельм II являлся поклонником Хьюстона Стюарта Чемберлена, и называл его книгу «Основы XIX века» «монографией величайшей важности». Основной мыслью этой книги было обоснование превосходства арийской расы, о положительным влиянии тевтонов и отрицательном влиянии евреев на европейскую цивилизацию.

Под влиянием идей пангерманизма и доминирования германской нации Австрийская и Германская Империи значительно сблизились, и в 1879 г. это сближение привело к созданию военного союза между ними.

Под впечатлением от идей социал-дарвинизма, кайзер Вильгельм II замыслил проект «Великая Германия», призванный значительно увеличить территорию Империи на европейском континенте. Для обеспечения реализации этого проекта была значительно увеличена армия Германии, а также увеличены военные расходы. Численность армии возросла со времени создания Империи к 1900 г. в 1,6 раз, а военные расходы были увеличены в 5 раз.

Вильгельм II распорядился создать для Германии флот, способный противостоять флоту хозяйки морей Британии, для чего было запущено строительство линкоров, крейсеров, эсминцев, оборудованных по последнему слову тогдашних технологий.

Наблюдая за происходящим, Фридрих Энгельс писал в 1888 г.: «Для Пруссии — Германии невозможна теперь уже никакая иная война, кроме всемирной войны. И это будет всемирная война невиданного раньше масштаба, невиданной силы»

В 1900 г. канцлером Германии был назначен Бернгард-Генрих-Карл-Мартин фон Бюлов, который привлек внимание Вильгельма II своей горячей поддержкой идей пангерманизма и мирового господства германской нации.

В 1905 г. о неизбежности мировой войны заявил уже начальник германского генштаба Альфред фон Шлиффен, составивший план развертывания войск на два фронта — против Франции и против России. Альфред фон Шлифен заверял кайзера Вильгельма II в неизбежной и триумфальной победе в этой войне. Планом Шлиффена предусматривался мгновенный разгром Франции, прежде чем «неповоротливая» Россия сможет мобилизовать и выдвинуть к границам свою армию. Нападение предусматривалось через территорию Бельгии, взять Париж предполагалось за 39 дней. Немецкое общество целиком и полностью приняло идею неотвратимости войны и идею своей миссии по установлению Германской Гегемонии.

Теперь задам читателю вопрос. Описанные события, царящая в Германии конца XIX века, начала XX века идеология и планы Германии ничего не напоминают?

А именно, не напоминают ли описываемые события и факты Германию 1930-х годов?

Но пока отвлечемся от данного вопроса на описание действий Российской Империи и ее будущих союзников в складывающейся ситуации.

На мой взгляд, совершенно логично, что Российская Империя в условиях роста враждебности союза Австрийской и Германской империи и значительного перевеса в экономической, военной и промышленной сферах на стороне Австро-Германского союза, была вынуждена искать себе союзников в Европе. Таким союзником стала Франция. С третьим участником будущей Антанты – Великобританией отношения у Российской Империи не складывались. Так, Великобритания наглядно продемонстрировала свою враждебность по отношению к Российской Империи во время Русско-Японской войны. Между Францией и Великобританией отношения тоже складывались не гладко, след на них налагали еще не забытые Наполеоновские войны и конфликты, имевшиеся между империями относительно различных заморских колоний, принадлежавшим обеим империям. Тем не менее, под давлением угрозы со стороны Австро-Германского союза Франция и Великобритания были вынуждены договариваться между собой о союзных отношениях. Со временем, в итоге, сформировались две оси будущего блока Антанта. Первой такой осью стал союз между Российской Империей и Францией, а второй – союз Великобритании и Франции. Полностью же Антанта сформировалась с заключением союза между Российской Империей и Великобританией в 1907-м году.

Таким образом, уже в 1907-м году основной расклад сил в ожидаемой всеми войне был определен.

Вернемся к происходящему в это время в Германии...

Вот как описывал настроения в Германии С. В. Рыбаков в своей работе «К Вопросу О Российско-Германских Отношениях В Канун Первой Мировой Войны»: «В 1910 г. в Германии появилась книга «Германия и следующая война». Ее автор, генерал Фридрих фон Бернарди, учил своих немецких читателей, что история предначертала Германии быть великой мировой державой, а раз так, то немцы должны сломить сопротивление всех, кто противится этому предначертанию. Генерал, как и следовало ожидать, отдал дань социал-дарвинизму: «Война является биологической необходимостью, это выполнение в среде человечества естественного закона, на котором покоятся законы борьбы за существование». Германия, вещал Бернарди, стоит перед выбором «между мировым господством и падением», и завоевания для нее «становятся законом необходимости»».

Так что идеи необходимости расширения жизненного пространства для Германии и превосходства германской нации не были исключительно плодом творчества идеологов нацизма тридцатых годов двадцатого века, но имели корни, ведущие к идеологам первой мировой войны. Также становится очевидным, что имея идеологию, сходную с идеологией фашистской Германии накануне второй мировой войны, кайзеровская Германская Империя, аналогичным же образом искала всяческих поводов для реализации своих планов по развязыванию войны.

Не буду утомлять читателя подробностями о ходе провоцирования войны, поскольку полагаю, что умный читатель понимает, если два забияки приготовились к драке, а один из них активно ищет для нее повод, то он всегда найдется. Отмечу только, что Российская Империя старалась уклониться от войны – в частности в 1908-1909 гг. Российская Империя не пришла на помощь Сербии, обратившейся за такой помощью после аннексии Австрией Боснии и Герцеговины, и под давлением Германии признала эту аннексию.

Итак после длительного этапа нагнетания на обстановки на балканском полуострове и рокового выстрела в Сараево гром Первой Мировой Войны в 1914-м году грянул.

28.07.1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

31.07.1914 года в Российской Империи была объявлена мобилизация в армию. В тот же день в Германии было объявлено «положение, угрожающее войной». Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. Франция, Австро-Венгрия и Германия объявляют о всеобщей мобилизации. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам.

01.08.1914 года Германия объявила войну России.

03.08.1914 Германия объявила войну Франции.

Теперь, когда у читателя имеется понимание обстоятельств, предшествовавших началу первой мировой войны, а также имеются общие знания хода второй мировой войны (полагаю, что достаточным для понимания объемом знаний о ходе второй мировой войны обладает каждый, освоивший школьный курс истории), перейду к непосредственным ответам на вопросы, озвученные в начале статьи.

Германия, в общем и целом, следовала плану Альфреда фон Шлиффена с незначительными изменениями. И достаточно успешно. Темп продвижения германских войск был достаточно высоким, и угрожал быстрым поражением Франции в войне. Российская Империя в сложившейся ситуации была вынуждена, не завершив мобилизацию, для спасения своего союзника нанести удар на столицу Пруссии город Кёнигсберг (ныне Калининград), победив в битве при Гумбиннене. Незавершенная мобилизация, поспешность в нанесении удара и ошибки командования не позволили войскам Российской Империи развить успех наступления в полной мере, но удар был эффективен стратегически, поскольку Германии пришлось перебросить часть войск с западного фронта на восточный фронт для прикрытия Берлина и для противодействия Русским войскам. Таким образом, благодаря действиям Российской Империи, Франции, перед которой к тому моменту уже нависла военного поражения, удалось остановить наступление Германских войск и выровнять линию фронта.

Не буду утомлять читателя подробностями хода ПМВ, поскольку ее ход не имеет прямого отношения к изучаемым вопросам, но отметим то, что такое значение имеет.

В итоге, бОльшую часть боевых действий армия Российской Империи вела либо на вражеской территории, либо на приграничных территориях (территории нынешних Польши и Украины). Кампания 1915 г. оказалась удачной для Германии - сменив тактику и нанеся главный удар на восточном фронте, а не на западном, как ранее, удалось организовать удачное наступление на позиции Российской Империи. Николай II, не довольный действием командования войск, принял командование на себя, наступление Германии было остановлено. Несмотря на отдельные неудачи, стоит отметить, что Германская Армия вглубь Российской Империи (вплоть до предательства военным командованием Николая II, революции и последовавшей капитуляции - так называемого Брестского мира, подписанного большевиками) не продвинулась. Антанта (к сожалению, уже без Российской Империи в своем составе) закончила Первую Мировую Войну победителем….

Теперь же думающему читателю предлагаю провести сравнение между ситуацией в Первой Мировой Войне и во Второй Мировой Войне…

Обычно история не терпит сослагательного наклонения, но история Второй Мировой Войны, на мой взгляд, позволяет понять, как выглядела бы ситуация, если бы Российская Империя уклонилась от участия в военном союзе с Францией и сохранила нейтралитет в начале Первой Мировой Войны.

В 1939-м году СССР заключил пакт о ненападении с Германией и уклонился от вступления в боевые действия, предоставив возможность Германии поодиночке разгромить все европейские государства.

В 1941-м году Германия, перемолов армии европейских государств, без объявления войны напала на СССР. В оправдание Пакта о ненападении нередко можно услышать, что его подписание дало СССР два дополнительных года на подготовку к войне, и что это было оправданно. Хотелось бы задать вопросы людям, которые об этом говорят…. Что дали СССР эти два года на подготовку к войне? СССР, в итоге оказался лучше готов к войне?

Два дополнительных года на беспрепятственную подготовку к войне получил не только СССР, но и Германия. Кроме того, Германия, сокрушив армии европейских государств, получила большое число трофеев и доступ к различным необходимым ресурсам для ведения войны…. А что получил от этих двух лет СССР? Не лучше ли было пренебречь этими двумя годами и вступить в войну с Германией, пока европейские государства еще не пали? Сколько бы жизней советских граждан это бы сберегло?

Все действия Российской Империи в конце XIX и начале XX вв на внешнеполитической арене, таким образом, представляются вынужденными, а вовсе не обусловленными имперскими амбициями Николая II. Кроме того, стратегическая целесообразность вступления в ПМВ, полагаю, доказана ходом второй мировой войны, в которой Советскому Союзу, уклонившемуся от навязывания Германии войны на два фронта, пришлось нести бремя тяжелой войны фактически самостоятельно.

Если статья понравилась, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь в соцсетях…