Одно из величайших наслаждений современного человека – это, конечно же, баня. Ее современный уклад в значительной степени обязан древним традициям многих народов мира, которые, в прочем, вкладывали в эту процедуру зачастую совершенно разный смысл. К примеру, в римских термах люди делали акцент на очищении и наслаждении, в то время как скифская баня носила скорее ритуальный характер. Да и технологически это были две совершенно разные процедуры: в первом случае баня представляла собой технически сложный инженерный комплекс с канализацией, водопроводом и отдельным узлом, где нагревалась и откуда подавалась вода и горячий воздух. При этом в помещениях прогревались как пол, так и стены, а убранство их отличалось кричащей роскошью и богатством.
Сам Геродот про термы язвительно отмечал:
"Какими же нищими и ничтожными кажемся мы себе, если на наших стенах не сверкают огромные зеркала и если мрамор статуй не украшает мозаика нумидийского камня, а постаменты их не расписаны фресками, если потолки не увенчаны стеклянными сводами, если бассейны не отделаны тассийским мрамором и, наконец, если вода истекает не из серебряных трубок."
В противоположность цивилизованным термам, скифская баня представляла собой следующую конструкцию: три вколоченные в землю жерди своими вершинами смыкались, образуя каркас, на который натягивалось шерстяное войлочное полотно. В центре такой юрты выкладывались раскаленные камни, на которые скифы сбрасывали семена конопли, отчего помещение заполнялось паром и дымом, вызывавшим восторг у парящихся. Очевидно, что смысл такой бани был в первую очередь отнюдь не утилитарный («помыться и очистить тело»), а ритуальный.
В частности, скифская баня завершала собой традицию погребения соплеменников, когда усопшего сорок дней возили по друзьям, «угощали» яствами, а после погребали. Близкие перед баней омывали голову, а женщины к тому же покрывали тело растертой на камнях кашицей из ладана, кипариса и кедра и смывали ее лишь на следующий день. Кожа от этой процедуры становилась блестящей и чистой.
Еще одним ярким примером ритуальной бани могут стать эскимосские Кажимы, общественные сооружения, достигавшие порядка 80 метров в периметре и до 10 метров в высоту. Здесь мужчины вели свои каждодневные хозяйственные дела (выделывание шкур, связывание нарт), проводили совещания, трапезы, принимали гостей, укладывались спать и организовывали баню. К важной особенности Кажим можно отнести дополнительный вход-лаз, представлявший собой подземный туннель, выводивший в помещения прямо через огнище, углубленное в центре.
Когда приходило время бани, эскимосы в достаточном количестве кололи дрова, изготавливали специальные затычки-противогазы из стружки, доставали травяные мочалки и, по окончании всех приготовлений, разводили в огнище посреди Кажимы большой костер, от которого и грелись. Выходного отверстия в крыше было недостаточно, отчего помещение быстро заполнялось едким дымом, от которого туземцев как раз и спасали противогазы из стружки. В процессе всего действа эскимосы с завываниями оплакивали погибших и умерших соплеменников, попутно вспоминая о былых днях. Зачастую такая баня оканчивалась тем, что крепко прогретые огнем мужчины выскакивали на снег.
Если в скифской бане важным составляющим являлись семена конопли, то в эскимосской парящиеся обходились действием угарного газа и парами заготавливаемой ими жидкости. В этой связи хочется упомянуть и об индейцах Лакота, которые в своих инипи лили на раскаленные камни отвары из трав и галлюциногенных грибов. Несмотря на прослеживающееся родство с современными банями, описанные выше практики были тесно и глубоко связаны с ритуальными и религиозными традициями, объединявшими соплеменников.
Во всех приведенных выше примерах, за исключением римских Терм, пространство бани нагревалось источником, располагавшимся внутри парной. Такое технологическое решение, благодаря своей простоте и высокой энергоэффективности, легло и в основу традиционной русской бани, однако о ней, ввиду обширности материала, мы поговорим в следующей публикации.