На протяжении веков Папа Римский оставался ключевой фигурой на политической арене мира. Он стоял над всеми европейскими королями и во многом определял их политику.
У него имелось огромное количество механизмов влияния. Папа Римский мог развязать войну или покончить с ней. В его власти было определить хозяина спорных земель. Он решал, быть или не быть тому или иному союзу, в том числе брачному. И это далеко не все аспекты, которыми управляли люди, возглавлявшие Ватикан.
Одним из самых известных Пап в истории и, пожалуй, самым спорным является Александр VI, или Родриго Борджиа, годы жизни и правления которого пришлись на вторую половину XV и самое начало XVI столетия. То есть на эпоху, когда церковь имела возможность максимально сильно воздействовать на умы и сердца.
Родриго Борджиа занял папский престол в возрасте шестидесяти одного года. Его восхождению сопутствовал ряд политических интриг. Многие обвиняли его в подкупе и прочих нечестных методах давления на кардиналов, принимавших решение.
Кандидатура не одобрялась значимыми и высокопоставленными людьми, не желавшими видеть наверху ни испанца, ни человека с такой репутацией, как у Родриго. Однако факт остаётся фактом. Александр VI встал во главе церкви и сделал немало для расширения папских земель.
Если быть честными, эту задачу он ставил как приоритетную. Его влияние и его территории постоянно росли благодаря ловкой политике, а также военным действиям, которые Родриго вёл постоянно при помощи своих сыновей.
Дипломатия Ватикана и её долгосрочные перспективы волновали Борджиа больше, нежели реформа Церкви. Впрочем, это не мешало ему оставаться католиком и бороться с еретиками немалыми силами, доступными церковникам. Оставался лишь вопрос о том, кого в конечном итоге еретиком назовут.
В истории имя Родриго Борджиа осталось не благодаря его политическим или религиозным деяниям. Если спросить рядового человека, откуда ему знаком этот Папа Римский, наверняка вспомнятся многочисленные скандалы, которые ходили вокруг его личной жизни.
Начать хотя бы с того, что Родриго, будучи слугой Господа, не брезговал заводить любовниц, иметь от них детей и признавать их. Если крутить шашни и оставлять после себя бастардов для епископов, кардиналов и прочих священнослужителей, поклявшихся соблюдать целибат, не было нонсенсом, то превращать незаконнорождённых отпрысков в наследников – это было чем-то из ряда вон выходящим.
Тем не менее, Родриго имел четырёх наследников от своей фаворитки Ваноцци деи Каттанеи, связь с которой продлилась дольше остальных, а также бастардов от других связей, которые не имели прав, коими Александр VI наделил Джованни, Чезаре, Лукрецию и Джоффре Борджиа.
Также, возможно, он был отцом дочери от своей последней любовницы Джулии Фарнезе, хотя здесь имеются расхождения среди историков.
Александр VI был Папой, который щедро раздавал кардинальские шапки нужным людям и своим родственникам. Он стремился к продвижению своей семьи на политической арене и всячески способствовал упрочению положения узаконенных сыновей.
Джованни командовал его армией, Чезаре в восемнадцать уже носил кардинальскую мантию, которая, кстати, всегда ему давила, так как он по своей натуре был скорее политиком, дипломатом и военным.
Лукреция неоднократно заключала выгодные для отца брачные союзы, которые быстро разрушались (за исключением последнего, с Альфонсо I д’Эсте). При этом Родриго в прямом смысле слова творил что хотел. Он посмел обвинить первого мужа дочери, Джованни Сфорца, в мужской несостоятельности и расторгнуть их брак, в то время как Лукреция была беременна!
Поговаривали, что при папском дворе в дни правления Александра VI царил такой разврат, что самые бывалые вояки могли бы покраснеть до ушей, доведись им там оказаться. В частности, Родриго обвиняли в интимных отношениях с Лукрецией, которая, по слухам, также была близка с Чезаре.
Естественно, столько сплетен, которые были невероятно популярны в своё время и даже сохранились в истории, вдохновили писателей и кинематографистов на изложение своей версии биографии скандального семейства.
Одной из самых последних попыток поведать о Родриго Борджиа и его потомках стал сериал «Борджиа» с Джереми Айронсом в главной роли. Кинолента имеет три законченных сезона и стала одой семейным ценностям, вопреки очень многим нюансам и всем многовековым слухам.
Создатели обращались с историей на манер Дюма. Они оставляли основополагающие факты в качестве скелета, а вот мясо наращивали на него, опираясь на собственное воображение. Однако им удалось очень точно передать атмосферу эпохи, ввести в сюжет всех главных действующих лиц, сделать их характеры узнаваемыми (по крайней мере, для публики, выросшей на исторических романах) и плюс вызвать сочувствие к персонажам.
Война, религиозный фанатизм, главным адептом которого являлся монах Савонарола, жизнь аристократии, ужасы, творимые за стенами дворцов – в кадр попало буквально всё.
Но в центре вихря происшествий и событий неизменно оставались Родриго и его сын Чезаре – фигура не менее интересная и гораздо более притягательная, чем его отец. Компанию Джереми Айронсу на съёмочной площадке составил молодой и сексапильный Франсуа Арно, который одинаково привлекательно выглядел как в боевых или дипломатических эпизодах, так и в обществе прекрасных дам.
Создатели картины сделали Родриго личностью спорной, но в целом скорее симпатичной. Они оставили в сценарии вопросы, связанные со взяточничеством и коррупцией при дворе Папы, не стали убирать из кадра его любовниц и жажду развлечений, практически неуёмную, однако никаких кровосмесительных связей с участием главы Ватикана не показали.
В этом они решили не дразнить ни церковь, ни тех, кто предпочитает исключительно проверенные на сто процентов факты. Кстати, Чезаре и Лукреция всё-таки остаются любовниками, правда, показывается это крайне драматично.
Их страсть превращается скорее в болезнь, причиняющую боль, нежели в веселье от распущенности.
Прекрасное музыкальное сопровождение и дорогостоящие костюмы дополняют общую картину. Именно дороговизна не позволила создателям снимать четвёртый сезон. Проект оказался попросту невыгодным при той натуралистичности, которой удалось добиться.
Главным плюсом сериала можно назвать то, что после просмотра хочется покопаться в настоящей истории и отделить зёрна от плевел, а правду – от выдумки сценаристов. Впрочем, создатели столь убедительны, что в процессе знакомства с сериями веришь каждому слову.
Жаль лишь, что столь малая роль отведена Санче Арагонской – романтической героине, которую сделала новой Анжеликой Джинн Калогридис в своём романе «Невеста Борджиа».
Любовь, которую писательница нарисовала между женой Джоффре и его братом Чезаре, столь прекрасна, сильна и полна разрывающей душу страсти, что её отражение очень хотелось найти в фильме. Тут Санча, увы, превращается в легкомысленную девицу, спутавшуюся с Джованни. Впрочем, если верить исследователям, девушка была близка со всеми братьями. И при дворе Родриго Борджиа в этом не было ничего удивительного.
18 августа 1503 года Александр VI ушёл из жизни. После смерти Папы его семья быстро распалась, а дети, кроме Лукреции, погибли.
Для своих родных, о которых так много говорится в сериале, Родриго был эдаким Джоном Форсайтом. То есть цементом, не просто скрепляющим отдельные камни, но удерживающим всё сооружение. Можно долго рассуждать о политических свершениях, религиозных амбициях и личной жизни этого человека.
Однако одно не подлежит сомнению – он был тем, кто стал основателем большого и могущественного клана. Кто знает, только ли на выгоде строились эти отношения, только ли пороком удобрялись. Возможно, и даже скорее всего, во главе всё-таки стояла искренняя любовь.
(При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете)
#мтлблог