Боевые столкновения низших классов населения с высшими, грубо говоря, крестьян с дворянами (как бы последние ни назывались - рыцари, самураи, "старшая дружина" и т.п.) происходили на старушке-Земле практически повсеместно, и в самые разные исторические периоды. Большинство из них оканчивалось для "плебеев" печально, пока сам класс служилого дворянства, составляющих костяк вооруженных сил любой феодальной страны, не начал уходить в историю.
Тем не менее крестьянские мятежи и восстания иногда вспыхивали в любой средневековой стране. Но, пожалуй, только в Японии рыбаки и сеятели риса умудрились выработать собственное боевое искусство. Более нигде в мире такой феномен не отмечен.
И называется оный феномен - кобудо.
Такие разные кобудо
Обычно, когда говорят "кобудо", то подразумевают самую яркую - окинавскую ветвь этого боевого искусства, "чисто крестьянскую". На самом деле этот термин нужно толковать шире. Кобудо - это любая техника боя тем предметом, который не является оружием изначально. То есть не мечом, не копьем, не луком, не нагинатой, и т.п.
Весь спектр техник кобудо условно делится на "самурайские" и "простонародные". В "самурайских" есть отдельный подкласс полицейского кобудо - то есть тех приемов, которые позволяли полиции сегуната Токугавы заломать разбуянившегося самурая, не подвернувшись под его меч. Например, вот так:
Полицейское кобудо как особая боевая школа начала формироваться не ранее XVII века. Основное оружие нижних чинов там - грабли (в их японском варианте) и сасумата - боевой ухват (ну, или обычный).
Самозащите при помощи ухвата-сасуматы в Японии кое-где учат до сих пор:
Офицеры "ренессансной" японской полиции также не имели мечей. Они вооружались дзюттэ (или дзитте) - особой стальной дубинкой с кисточкой-темляком на конце.
По цвету шнуров на кисточке определялся ранг полицейского.
Ни лезвия, ни острия дзюттэ не имел. При этом основной его задачей было противодействие катане. В обязанность тогдашнему полицейскому вменялось обезоруживание и захват вооруженного мечом воина, не убивая его.
Отчаянной храбрости были парни, я б на мечника с этаким извращением ни в жизнь не полез бы...
Приемов для дзюттэ придумано много, но в целом они сводятся к основной идее - поймать клинок меча между основным стержнем и единственным квиллоном "гарды", выкрутить и вырвать катану из рук. Ну или хотя бы придержать, пока товарищи бьют злодея ухватами...
Также кобудо в значении "бой подручными средствами" иногда практиковали и сами самураи в отдельных школах. Но у них оно не развилось в особый вид искусства за отсутствием в том необходимости. На поясе всегда если не длинный меч, то короткий. Впрочем, об особом самурайском оружии мы еще поговорим...)
Единственный регион, где кобудо вынужденно превратилось в особую боевую школу - это государство Рюкю, расположенное на одноименном архипелаге. Самый известный из его островов - знаменитая Окинава...
Нелегкая судьба Окинавы
Рюкю формально прекратило существование только в 1879 году, когда японская империя окончательно его захватила. До этого, с 1609 года, оно считалось вассалом княжества Сацума (одного из главных конкурентов клана Токугава), а еще раньше признавало вассалитет перед некоторыми правителями Китая.
Рюкю почти всегда было слабым и зависимым государством, но хорошо развитыми боевыми традициями, как ни странно. В конце XII века на Окинаву бежали последние выжившие члены клана Тайра, проигравшие конкурентную борьбу с кланом Минамото. А в XIV веке князь Рюкю запродался в вассалы к Поднебесной, и на острова прибыла китайская делегация, в составе которой были и мастера цюань-фа - одной из разновидностей традиционного ушу.
Из сплава японских и китайских техник и родилось традиционное окинавское кобудо - искусство противостояния противнику, вооруженному боевым оружием, с помощью бытовых предметов...)
Техники кобудо вошли в состав традиционного окинавского карате и некоторых школ дзюдо. Но, кстати, даже на самой Окинаве и других островах архипелага Рюкю традиционно сосуществовали два основных подвида кобудо - китайский и собственно окинавский. Разница между ними - в технике боя: китайский, грубо говоря, включает в себя больше размашистых круговых ударов в стиле "размахнись, рука пьяного мастера". Окинавский - гораздо более лаконичный, в нем превалируют (разумеется, с учетом конкретного оружия) короткие резкие тычки, почти незаметные глазу удары с близкой дистанции, и т.п.
Но основа окинавского кобудо - китайская, южно-шаолиньское ушу.
Применяемое оружие
Кобудо предполагает использование такого оружия, которое японские власти (или собственный князь) еще не додумались запретить. А запрещали они преимущественно все режущее. Не только мечи: после катана-гари ("охоты за мечами"), в очередной раз проведенной по инициативе Токугавы Иэясу в XVII веке, в некоторых окинавских деревнях оставляли один нож на весь поселок.
И тот - прикованный цепью к столбу на главной площади. Маразм крепчал, зверели самураи...
Поэтому в арсенале окинавского крестьянина-сепаратиста почти полностью отсутствуют любые предметы, имеющие лезвие (исключение - серп кама). Основным оружием кобудо являются:
- бо - палки, шесты и дубинки различных габаритов;
- тонфа - дубинка с перпендикулярной рукоятью, давшая жизнь современному полицейскому "демократизатору";
- нунчаки и другие боевые цепы;
- тэкко - кастеты;
- сурутин - цепь или веревка от 3 до 1,5 м, с грузилами на концах;
- еку - весло;
- сай - разновидность незаточенного трезубца;
- кама - серп;
- фундо - тоже длинная цепь, только не с грузиками, а с рукоятками на концах.
Отдельно хотелось бы отметить "кинжалы"-саи. Кавычки тут не зря: в отличие от европейского стилета, сай лишен не только лезвия, но и острия. Кончик у него скругленный, затупленный. Это связано опять-таки с запретом на все колюще-режущее, на Окинаве доведенном японским властями до абсурда. Почему уж Окинаве так не повезло - другой разговор...
В следующим статьях мы подробно рассмотрим каждого из этих представителей "народного оружия" и опишем основную тактику боя с его использованием.
Самое главное: все эти приемы и "спецсредства" изначально предназначались для боя против человека, вооруженного боевым мечом или нагинатой, а вовсе не против своего собрата-крестьянина.