Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

Крестьянин против самурая: кобудо - искусство защиты от меча

Оглавление

Боевые столкновения низших классов населения с высшими, грубо говоря, крестьян с дворянами (как бы последние ни назывались - рыцари, самураи, "старшая дружина" и т.п.) происходили на старушке-Земле практически повсеместно, и в самые разные исторические периоды. Большинство из них оканчивалось для "плебеев" печально, пока сам класс служилого дворянства, составляющих костяк вооруженных сил любой феодальной страны, не начал уходить в историю.

Тем не менее крестьянские мятежи и восстания иногда вспыхивали в любой средневековой стране. Но, пожалуй, только в Японии рыбаки и сеятели риса умудрились выработать собственное боевое искусство. Более нигде в мире такой феномен не отмечен.

И называется оный феномен - кобудо.

Такие разные кобудо

Обычно, когда говорят "кобудо", то подразумевают самую яркую - окинавскую ветвь этого боевого искусства, "чисто крестьянскую". На самом деле этот термин нужно толковать шире. Кобудо - это любая техника боя тем предметом, который не является оружием изначально. То есть не мечом, не копьем, не луком, не нагинатой, и т.п.

Весь спектр техник кобудо условно делится на "самурайские" и "простонародные". В "самурайских" есть отдельный подкласс полицейского кобудо - то есть тех приемов, которые позволяли полиции сегуната Токугавы заломать разбуянившегося самурая, не подвернувшись под его меч. Например, вот так:

Лестницами и граблями его!
Лестницами и граблями его!

Полицейское кобудо как особая боевая школа начала формироваться не ранее XVII века. Основное оружие нижних чинов там - грабли (в их японском варианте) и сасумата - боевой ухват (ну, или обычный).

Самозащите при помощи ухвата-сасуматы в Японии кое-где учат до сих пор:

Обезвреживание агрессора с ножом
Обезвреживание агрессора с ножом

Офицеры "ренессансной" японской полиции также не имели мечей. Они вооружались дзюттэ (или дзитте) - особой стальной дубинкой с кисточкой-темляком на конце.

Дзюттэ иногда называют "урезанным вариантом сая"
Дзюттэ иногда называют "урезанным вариантом сая"

По цвету шнуров на кисточке определялся ранг полицейского.

Ни лезвия, ни острия дзюттэ не имел. При этом основной его задачей было противодействие катане. В обязанность тогдашнему полицейскому вменялось обезоруживание и захват вооруженного мечом воина, не убивая его.

Отчаянной храбрости были парни, я б на мечника с этаким извращением ни в жизнь не полез бы...

Приемов для дзюттэ придумано много, но в целом они сводятся к основной идее - поймать клинок меча между основным стержнем и единственным квиллоном "гарды", выкрутить и вырвать катану из рук. Ну или хотя бы придержать, пока товарищи бьют злодея ухватами...

Также кобудо в значении "бой подручными средствами" иногда практиковали и сами самураи в отдельных школах. Но у них оно не развилось в особый вид искусства за отсутствием в том необходимости. На поясе всегда если не длинный меч, то короткий. Впрочем, об особом самурайском оружии мы еще поговорим...)

Единственный регион, где кобудо вынужденно превратилось в особую боевую школу - это государство Рюкю, расположенное на одноименном архипелаге. Самый известный из его островов - знаменитая Окинава...

Нелегкая судьба Окинавы

Рюкю формально прекратило существование только в 1879 году, когда японская империя окончательно его захватила. До этого, с 1609 года, оно считалось вассалом княжества Сацума (одного из главных конкурентов клана Токугава), а еще раньше признавало вассалитет перед некоторыми правителями Китая.

Рюкю почти всегда было слабым и зависимым государством, но хорошо развитыми боевыми традициями, как ни странно. В конце XII века на Окинаву бежали последние выжившие члены клана Тайра, проигравшие конкурентную борьбу с кланом Минамото. А в XIV веке князь Рюкю запродался в вассалы к Поднебесной, и на острова прибыла китайская делегация, в составе которой были и мастера цюань-фа - одной из разновидностей традиционного ушу.

Из сплава японских и китайских техник и родилось традиционное окинавское кобудо - искусство противостояния противнику, вооруженному боевым оружием, с помощью бытовых предметов...)

Кобудо с шестами
Кобудо с шестами

Техники кобудо вошли в состав традиционного окинавского карате и некоторых школ дзюдо. Но, кстати, даже на самой Окинаве и других островах архипелага Рюкю традиционно сосуществовали два основных подвида кобудо - китайский и собственно окинавский. Разница между ними - в технике боя: китайский, грубо говоря, включает в себя больше размашистых круговых ударов в стиле "размахнись, рука пьяного мастера". Окинавский - гораздо более лаконичный, в нем превалируют (разумеется, с учетом конкретного оружия) короткие резкие тычки, почти незаметные глазу удары с близкой дистанции, и т.п.

Но основа окинавского кобудо - китайская, южно-шаолиньское ушу.

Применяемое оружие

Кобудо предполагает использование такого оружия, которое японские власти (или собственный князь) еще не додумались запретить. А запрещали они преимущественно все режущее. Не только мечи: после катана-гари ("охоты за мечами"), в очередной раз проведенной по инициативе Токугавы Иэясу в XVII веке, в некоторых окинавских деревнях оставляли один нож на весь поселок.

И тот - прикованный цепью к столбу на главной площади. Маразм крепчал, зверели самураи...

Саи против меча. Роль меча играет бокэн
Саи против меча. Роль меча играет бокэн

Поэтому в арсенале окинавского крестьянина-сепаратиста почти полностью отсутствуют любые предметы, имеющие лезвие (исключение - серп кама). Основным оружием кобудо являются:

  • бо - палки, шесты и дубинки различных габаритов;
  • тонфа - дубинка с перпендикулярной рукоятью, давшая жизнь современному полицейскому "демократизатору";
  • нунчаки и другие боевые цепы;
  • тэкко - кастеты;
  • сурутин - цепь или веревка от 3 до 1,5 м, с грузилами на концах;
  • еку - весло;
  • сай - разновидность незаточенного трезубца;
  • кама - серп;
  • фундо - тоже длинная цепь, только не с грузиками, а с рукоятками на концах.

Отдельно хотелось бы отметить "кинжалы"-саи. Кавычки тут не зря: в отличие от европейского стилета, сай лишен не только лезвия, но и острия. Кончик у него скругленный, затупленный. Это связано опять-таки с запретом на все колюще-режущее, на Окинаве доведенном японским властями до абсурда. Почему уж Окинаве так не повезло - другой разговор...

В следующим статьях мы подробно рассмотрим каждого из этих представителей "народного оружия" и опишем основную тактику боя с его использованием.

Самое главное: все эти приемы и "спецсредства" изначально предназначались для боя против человека, вооруженного боевым мечом или нагинатой, а вовсе не против своего собрата-крестьянина.