Найти тему
Елена Меренская

Марина Мнишек. Жертва или авантюристка. Часть третья.

Адрианна Бержинская в роли Марины Мнишек. (Кино сериал "Борис Годунов")
Адрианна Бержинская в роли Марины Мнишек. (Кино сериал "Борис Годунов")

Русские горки работают только на спуск. Это надо помнить всем и всегда, прежде чем взбираться на высоту, про которую русская же поговорка гласит: " Не по Сеньке шапка".

Парадоксальность российской истории: в россии приживались и даже адаптировались известные личности разных наций, кроме поляков.
Лжедмитрий 1 поляком не был. Личность его не достоверна, но большинство исследователей Смутного времени склоняются к фигуре Григория Отрепьева.

Русские и сами приглашали нескольких польских королевичей на трон, но не случилось.
Поляки желали получить русский трон силой, не вышло.
Извечно незримая стена стоит между Россией и Польшей. Еще никто не пробовал разобраться в мистическом знаке для исторической судьбы двух соседних славянских народов. Может частный пример Марины Мнишек немного прояснит причину.

Марина Мнишек, из никому не ведомой провинциальной полячки, оказалась законной русской царицей. Пусть на совсем ничтожный срок, но более легитимной, чем Екатерина Великая, поскольку, напомню, была венчана на российское царство до бракосочетания; вступала в брак уже будучи царской особой.
Этот факт быль воспринят более поздним российским законодательством о царственном статусе невест для русских престолонаследников.

Позднейшие сомнения в законности воцарения Лжедмитрия не могут бросить тень на легитимность царицы Марины.

В доказательство три факта.
(1).
17 мая 1606 года был убит Лжедмитрий 1.
На российском троне единственная царствующая особа-царица Марина.
В
эти дни к Марине относились со всем уважением, как к царице.
Главный политический интриган и заговорщик князь Василий Шуйский даже наказал кормить Марину Мнишек польской кухней.
Шуйский и бояре угрозами и посулами требовали от Марины отказаться от царского звания.
Марина была вынуждена согласиться в обмен на жизнь и свободу.

Шуйский, претендовавший на престол по праву родства с Иваном Грозным, будучи так же из Рюриковичей, тем не менее, не мог стать царем при действующей царице.

(2). Письменного отказа Марины от царского титула не сохранилось, даже нет указаний на форму отказа или отречения.
Но даже, если бы такой документ существовал, законной могла быть только та процедура, по которой проходило венчание Мнишек на российское царство.
По русской царской традиции - с дальнейшим пострижением в монахини.

(3). Василий Шуйский мог претендовать только на вакантный российский трон, который стал "формально" свободным, после отказа от него царицы Марины.

(4). То есть, не ранее 19 мая 1606 года.
Именно в тот день князь Василий Шуйский был провозглашен царем Василием.

Царствование Василия Шуйского российская история сохранила, как факт времени.

А вот как описывают российские историки процедуру воцарения Шуйского: " На третий день, 19-го мая, без земского собора, одним криком толпы на Красной площади в Китай-городе, был провозглашен царем князь Василий Иванович Шуйский...."
(см. академик С.Ф.Филатов "Учебник русской истории" 1909-1910 г.г.).

Следует признать, что по процедуре венчания на царство, царский статус полячки Мнишек более весомый, чем князя Шуйского.

И все-таки падение полячки началось задолго до 17 мая 1606 года.

Причина не только в коротком женском уме, но в исконно польской спеси и высокомерии, выше которого для поляков, только Бог.


Марина Мнишек откровенно презирала все то, чем вознамерилась править: народ, страну, обычаи, религию, традиции, одежду, то есть все русское. Публичное поведение самой Марины и ее польского сопровождения, а это несколько тысяч поляков, литовцев, ополяченных украинцев, белорусов и русских, противопоставило гостей москвичам. Маскарады, рыцарские турниры, пиры, грабежи-раздражали русских. Последней каплей стал, оскорбительный для православных, праздник с музыкой и польскими песнями, устроенный в Вознесенском монастыре.

Марина Мнишек оказалась обычной глупой польской бабой, искренне полагавшей исполнить миссию: обратить Россию в католичество.

Поэтому, в короткой яркой судьбе Марины Мнишек, сложно отделить трагедию от фарса.

Продолжение следует.

Подписывайтесь, откликайтесь, с уважением, автор.