В одном из интервью, посвященных своему новому фильму "Однажды в Голливуде", Квентин Тарантино обмолвился, что с удивлением открыл для себя раннее творчество группы Deep Purple. По его словам, для него Deep Purple - это в первую очередь Smoke on the Water, а о том, что они делали что-то до этого, он не подозревал и был просто поражен. Да так, что даже вставил один из их главных ранних хитов – «Hush» - в итоговый саундтрек.
Надо признать, подавляющее большинство тоже знает Deep Purple по их классическим хард-роковым альбомам 70-х. А ведь было еще 3 пластинки, выпущенные в конце 60-х с другим составом и совершенно другим звуком!
Из классической команды с самых первых дней в группе были гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд и барабанщик Йан Пэйс – кстати, единственный, кто пережил все составы группы за 51 год её существования!
А еще вокалист Род Эванс – обладатель густого баритона, явно подражавший Элвису Пресли. И басист Ник Симпер, которого взяли за его модный внешний вид. По признанию Ричи Блэкмора, тот носил просто потрясные кружевные рубашки.
Вспомним тот самый момент в фильме. Под «Hush» Роман Полански и Шэрон Тейт на ультрамодном ретро-кабриолете на бешеной скорости несутся на вечеринку в особняк Playboy.
Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе в 1969-м году, «Hush» звучит по американскому радио, и это неслучайно. Ранние Deep Purple на первых порах были дико популярны именно в Штатах. У них был подчеркнуто американский саунд с кучей американских же каверов. Да и сам «Hush», кстати, тоже кавер на песню кантри-певца из Атланты Джо Саута.
При этом на родине – в Великобритании - про Deep Purple особо никто не знал. Доходило до того, что после очередных американских гастролей, на которых ребята играли сольные концерты на крупнейших площадках и снимались в местных телешоу, на родине им предлагали выступить в университетских актовых залах.
Но вернемся к особняку Playboy. Вряд ли Тарантино сознательно проводил эту параллель, но Deep Purple за год до событий фильма также побывали в доме Хью Хефнера. А еще поучаствовали в телепередаче Playboy After Dark. Ричи Блэкмор даже преподал Хефнеру мастер-класс по игре на электрогитаре.
Три первых альбома Deep Purple до классической эры (пожалуй, самый зрелый – The Book of Talyesin) были творческим поиском своего стиля, экспериментированием, не всегда удачным, но очень интересным. Здесь уже был зарождающийся тяжелый саунд (явно заслуга Ричи Блэкмора), легкие поп-баллады, коммерческие рок-н-рольные боевики, авангардные эксперименты (здесь сказывалась любовь Джона Лорда к классике и джазу). В итоге получалась дикая смесь, но, как это не странно, ощущения лоскутного одеяла не возникало. Ребята умело выдерживали баланс.
Ну а дальше была не очень красивая история с уходом Рода Эванса и Ника Симпера. За их спинами в группу тайно пригласили новых музыкантов – Йэна Гиллана и Роджера Гловера, которые лучше подходили для нового хард-рокового звучания. Тайно репетировали с ними днем, а по вечерам выступали старым составом. А потом просто поставили Рода и Ника перед фактом.
Понятно, что на тот момент всё казалось оправданным: ребята нащупали, в муках сладости рождали новаторский для того времени тяжелый хард-роковый саунд. А Род и Ник по словам ребят смотрели в прошлое, а не в будущее. К тому же Эванс завел роман с голливудской актрисой и даже хотел переехать в США. А на сцене выступал с каждым разом всё слабее и слабее.
Кстати, с Родом была связана одна из самых нелепых и абсурдных историй в рок-музыке.
В 80-м году ему предложили «возродить» Deep Purple, которые к тому моменту четыре года не играли вместе. Эванс согласился и поехал с группой оперативно рекрутированных музыкантов на гастроли. Причем исполнял не только старые хиты со своим участием, но и новые песни. Зрители, естественно, повелись на рекламу, а на сцене в итоге видели никому не известных чуваков, которые с трудом играли на инструментах. В итоге скандальный проект закрыли, а самого Рода Эванса засудили на крупную сумму.
Ник Симпер поиграл в десятках групп, но успеха, сравнимого с Deep Purple, так и не добился.