Иероним Босх – нидерландский художник эпохи раннего Возрождения, родился примерно в 1450 году в семье потомственных художников. Из творчества Босха сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков.
О Босхе известно не очень много, чтобы с уверенностью можно было говорить о значении его фантасмагорических картин. Общепринятая версия заключается в том, что «чертовщина» работ Босха следует главному правилу средневекового искусства – забавлять зрителей и пугать возможных грешников. Однако, при изучении в его картинах можно найти и более глубокий смысл. Некоторые считают Босха сюрреалистом своего времени, другие приписывают его к возможному пребыванию в религиозных сектах. Но однозначного ответа нет, поскольку о Босхе не сохранилось достаточно достоверной информации.
Однако, все признают, что Иероним Босх был крайне религиозным человеком. Поэтому каждое его полотно содержит большое количество символов, некоторые из которых сложно трактовать, поскольку значения утеряны со временем.
«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, где художник был абсолютно верен библейским темам, поскольку изобразил их дословно. Ее можно рассматривать часами.
С помощью алхимических и других символов Босх рассказывает о тлетворном влиянии Сладострастия на человека. Например, стеклянный пузырь, в котором любовники предаются утехам, дословно изображает голландскую пословицу «счастье и стекло – как они недолговечны». Обманутые мужья спят в окружении рогов – более чем понятная интерпретация измены. Лестница – средневековый символ ложного пути к познанию полового акта, ключ – так же, символ полового органа. Бесчисленное количество фантастических животных на картине (которых можно назвать просто нечисть) дословно иллюстрирует средневековый бестиарий.
И хотя замысел работ художника ясен – через мелкие символы донести идею картины, - до сих пор искусствоведы и историки выдвигают все новые теории о смысле работ Босха. Даже последователи сюрреализма, основываясь на теориях Фрейда, так и не пришли к однозначному объяснению почему Иероним Босх так притягателен и производит впечатление даже спустя пятьсот лет.