Найти тему
Роман с Дьяконом

Иисус и уклонение от налогов: цари земные с кого берут пошлины или подати?

Оглавление

Одна из самых странных евангельских историй рассказывает нам о том, как Иисус ловко уклонялся от налогов. Вот этот эпизод:

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир (т.е. четыре драхмы - прим. РсД); возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 24:27)

Что тут произошло?

Дело в том, что евреи должны были ежегодно скидывать деньги в храмовый общак. Именно за этим к Иисусу пришли специальные люди. Но Иисус не считал этот налог правомерным.

Как известно, Иисус находился в некоторой оппозиции храмовой тусовке. И, к слову, налоговый вопрос был не самой Его серьезной претензией. Можно вспомнить хотя бы знаменитый демарш с торговцами и менялами, которых Христос порол плетками (хронологически изгнание торговцев еще не произошло).

Иисус называл Храм «домом, построенным на песке», который будет разрушен. Этому дому Он противопоставлял новое «здание» — Церковь, которую Иисус собирается построить «на камне» (т.е. на апостоле Петре, чье имя буквально означает «камень»).

Но Христос не собирался бороться с обычным сборщиком налогов и не хотел преждевременно вступать в конфликт со служителями Храма. Поэтому, как может показаться, Иисус и решает заплатить налог, сказав Петру, чтобы тот поймал рыбу и нашел в ней монету.

Тут начинается самое интересное

У Матфея не говорится прямо, что Петр пошел рыбачить и действительно нашел монету для уплаты храмового налога.

Весь эпизод наводит на мысль, что Иисус несерьезно относится к этой ситуации. Вполне возможно, что реплика Иисуса про ловлю рыбы — это просто шутка. Он вроде и не обязуется заплатить, но и не дает прямого отказа, как будто просто хочет потянуть время.

В чем смысл?

Смысл эпизода вовсе не в том, чтобы показать возможность Иисуса совершить чудо — засунуть монетку в случайную рыбу, которую потом выловит Петр. И уж тем более не в том, чтобы показать Иисуса порядочным иудеем, который во что бы то ни стало хочет заплатить налог.

Матфей хотел показать, что Иисус — тонкий стратег, который действует согласно тому же правилу, которому Он учил своих учеников:

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Мф. 10:16)

Этот евангельский эпизод напоминает, что главная сила — это острый ум, который может победить даже таких серьезных противников, как храмовые первосвященники и даже сама Римская Империя.

Но это уже другая история, о которой можно прочитать здесь:

Иисус: мы пойдем другим путем

______________

Подписывайся на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.