Найти в Дзене
Литосфера

«Чугунная женщина»: Нина Берберова и Владислав Ходасевич

Оглавление

Она никогда не стеснялась «острых» слов, критиковала с жаром литературу и была ей предана всей душой. 8 августа 1901 на свет родилась Нина Берберова – будущая «муза», жена поэта Серебряного века Владислава Ходасевича, а также талантливая мемуаристка и настоящая «железная» леди русской эмиграции.

Нина Берберова
Нина Берберова

Князь Серебряного века и студентка

Нина соприкоснулась с литературой очень рано: еще в детстве она зачитывалась книгами, не хотела быть «добропорядочной» армянской девочкой и выходить замуж ради мужа, хозяйства, дома и детей. Ее дед был врачом и происходил из крымских армян, которые основали город Нахичевань-на-Дону (теперь это часть современного Ростова). Дед мечтал видеть Нину в своей профессии, вечно твердя, что в семье должен быть свой «медик», но внучка была непреклонна – она закончила Петербургскую гимназию, а потом поступила на историко-филологический факультет – Берберовы тогда переехали из Питера в Ростов.

Владислав Ходасевич
Владислав Ходасевич

Нина жаждала культуры слова и начала ходить на вечера «Серапионовых братьев», заслушиваясь их стихотворениями и втайне сочиняя свои. Там же она увидела и Владислава Ходасевича. Он был старше ее на 15 лет, женат ( о чем девушке никто не сообщил, включая самого поэта) и прекрасен своей тонкой чувственной натурой и почти детским «нежным» отношением к ней.

И я творю из ничего

Твои моря, пустыни, горы,

Всю славу солнца Твоего,

Так ослепляющего взоры.

И разрушаю вдруг шутя

Всю эту пышную нелепость,

Как рушит малое дитя

Из карт построенную крепость.

В.Ходасевич

Ходасевич в молодости
Ходасевич в молодости

Миг встречи

После вечера Нина подбежала к нему за автографом, а Владислав так смутился, что долго не мог подписать ей свою книгу, которую подала ему девушка. Нина смотрела снизу вверх на этого гения, поцеловала обложку с каким-то детским восторгом, а потом смешно коверкая его отчество(Фелицианович) Нина начала читать ему свои строки, слегка касаясь руки поэта. Ходасевич был поражен смелой романтичностью этой провинциалки и ничего не мог с собой поделать.

Ищи меня в сквозном весеннем свете.

Я весь - как взмах неощутимых крыл,

Я звук, я вздох, я зайчик на паркете,

Я легче зайчика: он - вот, он есть, я был.

Но, вечный друг, меж нами нет разлуки!

Услышь, я здесь. Касаются меня

Твои живые, трепетные руки,

Простёртые в текучий пламень дня.

Помедли так. Закрой, как бы случайно,

Глаза. Ещё одно усилье для меня -

И на концах дрожащих пальцев, тайно,

Быть может, вспыхну кисточкой огня.

В.Ходасевич

Нина и Владислав
Нина и Владислав

«Все время о тебе, днем и ночью о тебе…»

Владислав открыл все жене, это не была простая интрижка – это была настоящая любовь. Владислав хотел порвать со любимой, уезжал от нее на дачу с женой, но все же писал ей «письма», передавая их в целях конспирации через Корнея Чуковского. А Нина, узнав, что Владислав женат, вдруг пропала и перестала приходить. Ходасевич настолько желал быть с ней, что впал в настоящую депрессию, перемежающуюся нервными припадками. Его жена Анна Чулкова-Гренцион, уже «бывшая» сама пошла к Нине Берберовой, потому что не могла видеть Владислава таким…почти мертвым и бесконечно влюбленным.

Нина и Владислав в гостях у Максима Горького, Соренто
Нина и Владислав в гостях у Максима Горького, Соренто

И Берберова пришла, а Владислав предложил ей бежать за границу: там они будут вместе, счастливы и свободны. Обоим казалось спасением то, что они уедут в эмиграцию, ведь в России назревали перевороты и обоих преследовало чувство «мрачного и кровавого» будущего.

В июне 1922 года Нина и Владислав отбыли во Францию, как муж и жена.

Ходасевич и его любимый кот
Ходасевич и его любимый кот

«И вдруг начиная стихами с тобой говорить взабытьи…»

После 10 лет брака, Нина ушла. Нина жаждала знаний, а не самокопания и вечной депрессии, в которой начал пребывать Владислав. Его тонкая чувствующая натура была надломлена разлукой с Россий, событиями, происходившими в ней, а также тем, что, меняя кучу стран( Берберова с Ходасевич были и в Соренто в гостях у М.Горького, и в Чехии, и в Праге, и в Польше) нигде не было покоя его душе.

То, что сначала восхищало Нину во Владиславе, теперь оттолкнуло: Берберова больше не могла видеть его «страх», которым стал он сам.

Ходасевич начал просыпался по ночам, чтобы «поговорить» о судьбе, о жизни, о родине, а Нина уже не могла «так» работать (Нина хваталась за любые переводы, статьи, даже за шитье) днем и ночью. Быть его музой оказалось непосильной задачей…

Но все-таки Берберова, разбитая ночными беседами, все же засыпала в обнимку с пижамой Владислава, согревая ее своим теплом.Вдруг он днем захочет поспать.

Нина и Владислав
Нина и Владислав

Она сварила Владиславу кастрюлю борща на три дня, заштопала всю его одежду и ушла, понимая, что Ходасевич больше не может ей дать ничего.

Я забываю, я теряю

Психею светлую мою,

Слепые руки простираю

И ничего не узнаю.

В.Ходасевич

Берберова же мечтала о писательской жизни в полном объеме, о путешествиях и дальних странствиях, которые потом можно воплотить на бумаге в интереснейшие книги. Нину не устраивала редактура русского журнала, где печатались эмигранты, мелкие критические статьи и даже преподавание в университетах Европы.

И Берберова уехала в США. Там она стала не женой Владислава Ходасевича - поэта Серебряного века, а "Железной женщиной", мемуаристкой - Ниной Николаевной Берберовой.

Нина Берберова в старости
Нина Берберова в старости

«Курсив мой»

Ее мемуары «Курсив мой» стали самым известным произведением в Советской России. Почти 600 страниц записок о мире, о поэтах, о людях, литературе и обо всем, что поражало ее восторженное критическое воображение. А потом были еще приключения, много работы и книг("Бьянкурские рассказы", "Железная женщина", "Люди и ложы: русские массоны 19 века" и другие).

Книга Нины Берберовой "Курсив мой"
Книга Нины Берберовой "Курсив мой"

«И вот я теперь не сажаю деревьев, не вожусь с пчелами, не окапываю клубнику. Я пишу сагу о своей жизни, о себе самой, в которой я вольна делать, что хочу, открывать тайны и хранить их для себя, говорить о себе, говорить о других, не говорить ни о чем, остановиться на любой точке, закрыть эту тетрадь, забыть о ней, спрятать ее подальше. Я беру на себя одну всю ответственность за шестьсот написанных страниц и за шестьсот ненаписанных, за все признания, за все умолчания. За речь и за паузы. Всё, что здесь пишется, пишется по двум законам, которые я признала и которым следую: первый: раскрой себя до конца, и второй: утаи свою жизнь для себя одной» - так чувствовала и жила одна из самых талантливых писательниц русской эмиграции.