Неожиданно для отечественных читателей в мире англоязычного фэнтези случилось серьезное увлечение славянским фольклором и мифологией. Почему у писателей-фантастов возникает интерес к этой теме? Славянская эстетика необычна, в пространстве этих мифов царит почти мартиновское ощущение «зима близко». За знакомыми сказочными фигурами угадываются мощные стихии: лес, природа (Баба Яга), огонь (Жар-птица), зима, холод (Морозко).
Это у нас знакомая всем с детства Баба Яга ест непослушных детей, а с легкой руки мифолога Клариссы Эстес она превратилась в могущественную лесную жрицу, икону сказочного феминизма. Мы привыкли к тому, что Кощей Бессмертный – вредный и скучный старик, а Кэтрин Валенте делает его молодым романтическим героем.
Вот ради таких открытий и стоит читать эти необычные книги. Иногда полезно изменить угол зрения, увидеть что-то новое в, казалось бы, незыблемых образах и сюжетах. Не всегда творческая адаптация проходит успешно, но за ней всегда стоит живой интерес и любовь писателя к другой культуре. И это очень приятно (даже если местами все-таки забавно).
Мы собрали шесть книг зарубежных авторов со славянским колоритом.
Нил Гейман «Американские боги»
Еще до того, как это стало модным трендом, Нил Гейман писал про Чернобога и Белобога, Зорю Вечернюю, Полуночную и Утреннюю (последние доставили немало мучительных минут актерам сериала, которые с переменным успехом пытались произнести эти имена).
Наоми Новик «Чаща»
Роман Новик вышел в 2015 году и собрал какое-то невероятное количество наград в своем жанре («Небьюла», «Локус», Мифопоэтическая премия — обычно такое удается разве что вышеупомянутому Гейману). Баба Яга во плоти тут не появится, зато по страницам будет прорастать ее магия — необузданная, лесная, первобытная.
Кэтрин Арден «Медведь и соловей»
Ну что тут сказать. Русь у Арден, конечно, не историческая, а сказочно-былинная. Можно, конечно, выискивать смешные несоответствия и морщить нос. Тоже разновидность читательского удовольствия. Но мы рекомендуем читать эти книги как есть — это захватывающая история, рассказанная зимней ночью у теплого очага. Неспешная, волшебная и очень уютная сказка о настоящей смелости и любви.
Кэтрин Валенте «Бессмертный»
А вот Кэтрин Валенте пишет не безобидные истории про далекую северную сторону, а кое-что страшнее, (страннее?) и изощреннее. Соединить в одном повествовании блокадный Ленинград и Кощея Бессмертного, устроить революцию среди фольклорных существ, рифмовать кровь с любовью на каждой странице — такое под силу только самым смелым и изобретательным. Получившийся в результате текст не просто рвет шаблоны, он их превращает в мелкое конфетти. И заставляет ждать продолжение этой невероятной истории.
Ли Бардуго «Тень и кость»
Ли Бардуго представляет нам вселенную grishaverse. Некогда великая страна Равка (источник вдохновения несложно угадать), таинственные маги гриши и избранная героиня, которой придется взять на себя спасение волшебного мира. Все вместе — добротное young adult чтение, украшенное мрачноватой эстетикой обреченной империи.
Майкл Муркок «Византия сражается»
Наконец, легендарный фантаст Майкл Муркок выступает в жанре «альтернативная история». Его книги о полковнике Пятницком рассказывают о крушении Российской империи, а главный герой только и успевает менять имена, континенты и занятия. Персонажи вымышленные, но основательность и скрупулезность, с которыми Муркок подошел к историческому фону своих романов, по-настоящему поражает.
А как вы относитесь к этой теме?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!