Найти в Дзене
Ирина Губарева

Три кита вокала

Три кита вокала

Я небольшой любитель теории, но если понимать, что вокал — это во многом мышечные привычки и связь мозга с организмом, то станет ясно, что без теории не обойтись. Мозгу в некоторых случаях необходимо понимать, что делать, если нет правильной привычки. Иметь картинку.

Если вы хотите стать хозяином своего голоса и заложить правильный вокальный фундамент на всю долгую и счастливую жизнь — вам необходимо зазубрить три важных вещи, которые касаются вокала. ВСЕ известные вокальные техники и приёмы базируются на них. Это то, что должно лечь в автомат, это то, что должно быть априори, это дается нам при рождении, но, к сожалению, часто теряется в процессе взросления и воспитания.

Итак, друзья. Если вы хотите классно петь, неважно, положительно или отрицательно вы относитесь к нудным теориям, вы должны знать три главных вещи в вокале. Это три кита, если один кит недостаточно силен, развалится вся система. Это совокупность, это синтез и это основа. Поехали!

Collapse

Как вы считаете, что самое важное и самое первое в вокале? (Вопрос на дурака, все уже давно это знают)

1. Дыхательная опора!

Основа основ. Никому и никогда не удавалось пройти мимо этого пункта. Но у многих возникает огромное количество вопросов, вообще непонятно, что это за зверь такой. Постараюсь объяснить.

Дыхательная опора — это конфликт двух сил: правильно взятого вдоха и нашего мышечного корсета в совокупности с диафрагмой. Представьте себе надутый воздушный шарик. Вот вам и дыхательная опора: воздух, сжатый стенками шара, воздух под давлением.

Сколько брать вдоха?

Как будто понюхали цветок. Вдох должен быть легким, коротким. Многие не верят, но такого вдоха хватит на очень приличное количество времени, чтобы тянуть ноту или исполнять музыкальное предложение)))))) Избыток воздуха мешает: вы не можете его контролировать.

Куда правильно брать вдох?

Правильное певческое дыхание — это дыхание животом. Если сложнее, то это нижнереберно-диафрагмальное дыхание. Вам нужно взять небольшой вдох так, чтобы нижние ребра немного разошлись. Раскрылись. 

В пении очень помогают ассоциации и визуальные образы. Представьте, что вы бочка, которая при вдохе раздувается в стороны. Поставьте кисти рук на нижние ребра и при вдохе наблюдайте. Ребра должны как бы разойтись в стороны. Что при этом происходит? Диафрагма опускается под давлением воздуха и образуется некий "воздушный резервуар".

Почему нельзя взять вдох в грудь, например? На то есть две причины: вы просто не сможете подключить к работе диафрагму и объем легких в грудной части значительно меньше.

 Но чтобы получилась опора, нам нужно напрячь мышечный корсет: пресс, косые мышцы живота и мышцы спины. Даже порой и ягодицы. Так получается, что воздух у нас "зажат" и полностью нам подконтролен. Наша задача грамотно распорядиться этим воздухом. Мы можем выпускать его медленно и долго, например, если нам нужно тянуть ноту или долго петь на одном дыхании, мы также можем применить вокальный крик, резко вытолкнув воздух. 

Наша задача уложить этот процесс в мышечную привычку, что женщинам сделать несколько труднее, ведь у женщин в процессе взросления часто формируется грудное дыхание. Но при регулярных тренировках привычка формируется очень быстро. 

Тренируйтесь дома. Стоя перед зеркалом, дышите так, чтобы ваши нижние ребра расходились, учитесь задерживать межреберный объем, не давая ему спускаться. Лягте и дышите, обращая внимание на живот. Он должен подниматься. 

2. Артикуляция!

Тут со мной спорят многие педагоги, а второй ли это кит вокала. И вообще ли кит? Я уверена на 100 процентов, что да. Дальше объясню, почему. 

Артикуляция — это ваш язык, зубы, губы, нёбо, мышцы лица, челюстные мышцы. 

Это все должно работать как часы. Но как правило, если вы не диктор или актер, то ваш язык очень ленив и малоподвижен, он не может совершать мелкие быстрые движения, отсюда есть выражение "каша во рту". Губы часто напряжены, это же касается и языка. Челюстные мышцы спазмированы, рот открывается недостаточно или вообще почти не открывается. Мышцы лица не в тонусе, опущены вниз и тоже спазмированы. 

Безрадостная картина, правда?

Есть хорошая новость и плохая. Это все достаточно быстро обретает тонус, но при условии регулярных тренировок. Если вы следите за состоянием артикуляционного аппарата, то есть говорите скороговорки, хорошо открываете рот при пении, поете "на улыбке", открывая верхние зубы, то создается мышечная привычка, то есть тело это все запоминает и легко воспроизводит уже без вашего почти что участия) 

Прочти три раза прямо сейчас:

"Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи."

Получилось? Едем дальше.

Для чего нам нужен тонус и подвижность артикуляционного аппарата? Здесь я дам небольшую отсылку к третьему киту. 

Совокупность хорошей работы частей артикуляционного аппарата создает прекрасные дополнительные условия для резонации. Правильная артикуляционная маска, то есть положение рта при пении, усиливает звонкость, читай громкость звука. Усиливается красота и чистота голоса, голос приобретает объем и глубину. Ну и вобще, звуку же нужно через что-то выйти?

 Без хорошей артикуляции не будет прекрасной........резонации.

Итак.

3. Резонация.

Резонация — это естественное усиление звука. Направляя звук в резонаторы, вы сможете добиться мощности, полетности, максимального раскрытия красоты вашего тембра. Ваш голос зазвучит громко, смело и очень легко.

Когда звук впервые попадает в резонатор у моих учеников, я каждый раз вижу их округлившиеся от удивления глаза. И их можно понять, ведь получается очень сильный и при этом крайне легкий и комфортный телу звук. Голос максимально раскрывается и создается впечатление, что звучит все тело. 

У меня есть много учеников, которые жаловались на свой тихий голос. Пока не обнаружили эффект резонации. Сложно переоценить их радость и удивление.

Что такое резонатор?

Это полость в костной ткани, такая пустая комната. Звук, попадая туда вместе с воздухом, начинает отражаться от стен кости и усиливается. Все любят эффект душа, его акустики. Это своеобразный пример резонации: если вы поете в душе, то звуковая волна отражается от кафеля и создается прекрасная акустика. 

Чтобы петь, нужно знать о трех резонаторах:

*Грудной резонатор

*"Масочный" резонатор, его еще называют "микстовый" 

*Головной" резонатор

Подробнее об этих резонаторах позже.

Поначалу нужно обнаружить эти резонаторы. Это совсем несложно под чутким руководством педагога. Дальше мозг и тело сами запоминают направления и создается необходимая нам мышечная память. 

Итог: если начинать работу над постановкой голоса или шлифовкой вокального мастерства, все всегда упирается в эти три положения. Классная новость для тех, у кого нет возможности оплачивать вокального коуча. Эти три кита можно в достаточной мере развить в домашних условиях. Об этом в следующем посте. 

Надеюсь, стало немного яснее, если было непонятно. Картинка дополнилась? Остались вопросы? Что дается сложнее всего из этих трех китов? 

Пение
3339 интересуются