Решение о ежедневной выдачи бойцам и командирам Красной Армии 100 граммов водки было принято с началом «зимней войны». Так у нас называли советско-финскую компанию, которая продолжалась с января по февраль 1940 года. Морозы там в это время опускались до – 40 градусов.
С инициативой выдавать алкоголь личному составу для сугрева и поднятия боевого духа выступил нарком обороны Ворошилов. Сам, видно, знал толк в этом деле. В качестве ежедневной нормы были выбраны 100 грамм водки для пехоты, 200 грамм для танкистов и 100 грамм коньяка для летчиков. Её тут же окрестили наркомовской.
С началом Великой отечественной войны практику выдачи водки в войска первой линии вернули. Она поставлялась из тыла к фронту в цистернах. Потом в бочках или молочных бидонах её развозили по частям.
Норму и порядок выдачи наркомовских в ходе войны несколько раз меняли. Так, почти весь 1942 год водку выдавали только в войсках, которые вели наступление. Остальным бойцам 100 грамм полагалось по государственным праздникам. В конце того же года выдачу наркомовских на передовой всем возобновили. На кавказском фронте вместо водки выдавали 300 грамм виноградного вина или 200 грамм портвейна. Это правило действовало до 1 мая 1943 года. Тогда снова вернулись к выдаче наркомовских войскам, ведущим наступление.
Норма алкоголя в 100 грамм была выбрана не случайно. Это своего рода допинг. Здоровому человеку такая доза координацию не нарушит и реакцию не замедлит. А вот страх перед боем и чувство опасности уменьшит. А он, как известно, служит средством защиты, данной человеку природой.
После окончания войны практика фронтовых 100 грамм была прекращена. Сами участники относились к ней неоднозначно. Те, кто уже имел опыт первых боев, понимал, что алкоголь перед атакой может навредить, поскольку на время снимает страх быть убитым. Поэтому пили его преимущественно необстрелянные и молодые бойцы. Они лезли под немецкие пули и погибали первыми. Тем более что в результате людских потерь в потрепанных боями подразделениях на каждого приходилось куда больше 100 граммов водки. Опытные бойцы пили свою норму после атаки.
Тем не менее, наркомовские 100 грамм прочно вошли в быт фронтовиков. Их упоминали в песнях, пословицах и поговорках. Привычка выпивать свою норму осталась у многих и после войны. Не это ли способствовало последующему росту алкоголизма в СССР?
P.S. Эту традицию продолжили в наше время в военно-морском флоте. Подводникам в боевом походе положено в сутки 100 грамм красного вина. Оно требуется для обеспечения нормальной работы пищеварительного тракта. Простыми словами, чтобы не было запоров у моряков от замороженных продуктов.