В цикле статей "Понедельник начинается в воскресенье" я пишу о своем опыте работы в Саудовской Аравии, самой закрытой стране мира. Дело было 3 года назад, и с тех пор в "Сауди" произошли и продолжают происходить либеральные реформы, которые открывают страну миру. Хочется верить, что в том числе и благодаря моему скромному вкладу ;)
Часть 3. Пятьдесят оттенков черного.
(Ссылка на часть 2)
Рассказывая про Сауди, нельзя обойти тему внешнего вида местных женщин. Уж извините, это у меня девочковое!
Черный силуэт всегда окружен ореолом тайны, а народные предрассудки добавляют перцу. Признайтесь, когда вы видите женщину в черном, вы же всегда думаете, а что там за никабом скрывается? :)
А вдруг она там в поясе шахидки, надо держаться подальше….
А может она там супер-красавица, а мир об этом не знает…
Но чаще всего к женщинам в черном испытывают жалость, во многом под воздействием фильмов про товарища Сухова. Жалеющим видятся картины притесняемых мужчинами-деспотами бедных бесправных женщин Ближнего Востока, вынужденных скрываться от мира за черным покрывалом. «Гюльчатай, открой личико», все дела.
Я конечно же была в лагере последних. Насмотревшись передач о демонстрациях против хиджабов в Иране, я переносила этот сентимент на остальные мусульманские страны, забыв, что иранских женщин заставили носить хиджаб относительно недавно, а в Саудовской Аравии абайя и хиджаб – это часть 1000-летней культуры сегрегации полов в обществе (об этом позже).
Мой воинственный феминистический настрой еще перед поездкой был слегка развеян моей коллегой, которая побывала в Сауди до меня:
«Ирэн, - скептически заметила она, - когда ты приедешь в Аравию, ты сама захочешь одеться в черное с ног до головы и бурку сверху натянуть».
Как же она была права :)
Приехав в Сауди, ты погружаешься в другую реальность относительно того, что правильно и что нет. И оказывается, что носить абайю – так же нормально, как и носить шубу в мороз, или костюм на работу. Вы же не ходите в пижаме на работу? А если коллега придет в пижаме на работу, вы ему вежливо сделаете замечание, что это неправильно. А если иностранцы массово будут приезжать в вашу страну в нижнем белье и разгуливать в таком виде по городу – у вас закончится терпение и вы напишете правила, по которым в страну в нижнем белье не пускают. Такая же тема с абайями.
Как я уже говорила, я разгуливала по Эр Рияду без платка – это прямо самый минимум (и то для немусульманки), аналог нашей миниюбки, и регулярно получала укоризненные взгляды особо консервативных местных дедушек. Действительно, срам какой: мало того, что лицо открыто, шеей белой ходит сверкает, так еще и голова неприкрыта, а волосы-то короткие какие отрастила!
Ну а дальше степень закрытости дамы зависит от консервативности ее семьи (см. типы исламских платков) – саму даму, понятное дело, не спросят. Бывает, что девочка из менее консервативной семьи выходит замуж за парня из более консервативной, тогда она принимает нормы семьи мужа.
Кстати, абайя в Саудовской Аравии – символ женственности. Мне коллеги-женщины по секрету рассказывали, что в детстве наряжались в них, так как хотели выглядеть взрослыми. Вспомнила сразу, как я в детстве ходила по дому в тетиных туфлях на 10 размеров больше )))) А тут абайя. Абайя, Карл!
При этом, конечно, девочки есть девочки! И даже в рамках строгих норм внешнего вида они умудряются находить пространства для творческого маневра:
Во-первых, к концу поездки я научилась различать 50 оттенков черных абай. Они правда разные! А еще если с материалом поэкспериментировать…
Во-вторых, можно черные кружева по краю пришить или рискнуть и красной ниточкой прострочить…. Платок опять же можно ста разными способами повязать…
В-третьих, если переехать в город полиберальнее, типа Джидды, можно вообще ходить в цветной абайе! Список цветов правда регламентируется – сплошь бежевый и темно-бордовый, но по местным меркам это супер-либерально и к концу поездки я уже сама падала в обморок от этих бросающихся в глаза кричащих цветов. Ишь, распустились :)
Ну и последнее – на обувь и сумки ограничения не распространяются! Вот где дамы отрываются по полной – я б такие босоножки и туфли даже ночью в темной комнате не надела. Особым шиком считается сейчас сочетание черной абайи с белыми брутальными кроссовками на платформе со стразами… Никогда не пойму эту моду.
Поэтому кто бы что ни думал, одеваться так, как они одеваются сейчас, мусульманские девушки будут еще долго. И ввиду как демографических, так и социальных перемен, исламская мода даже в таких консервативных рамках - на пике роста. Так что я активно ищу, в какой бы модный исламский стартап проинвестировать :)
Ну и напоследок – к вопросу о «что там под абайей» - там обычная европейская одежда. В отличие от, например, пакистанок, которые одеваются все еще традиционно в шальвар-камиз (об этом позже), саудитки носят джинсы и пуловеры, а в торговых центрах стоят очереди в Зару и Манго. Так что когда ты заходишь, например, на женскую половину отеля, где можно находиться без абайи, то видишь обычных девчонок - от испанок не отличишь.
Так что кто тут консервативнее - еще вопрос…
(to be continued)