Найти тему
#Божечтояздесьделаю

Почему женщины в Саудовской Аравии носят черное, и почему не надо их за это жалеть? (часть 3).

Оглавление
Неизвестная в черном. На одном из рынков Джидды.
Неизвестная в черном. На одном из рынков Джидды.

В цикле статей "Понедельник начинается в воскресенье" я пишу о своем опыте работы в Саудовской Аравии, самой закрытой стране мира. Дело было 3 года назад, и с тех пор в "Сауди" произошли и продолжают происходить либеральные реформы, которые открывают страну миру. Хочется верить, что в том числе и благодаря моему скромному вкладу ;)

Часть 3. Пятьдесят оттенков черного.

(Ссылка на часть 2)

Рассказывая про Сауди, нельзя обойти тему внешнего вида местных женщин. Уж извините, это у меня девочковое!

Черный силуэт всегда окружен ореолом тайны, а народные предрассудки добавляют перцу. Признайтесь, когда вы видите женщину в черном, вы же всегда думаете, а что там за никабом скрывается? :)

А вдруг она там в поясе шахидки, надо держаться подальше….

А может она там супер-красавица, а мир об этом не знает…

Но чаще всего к женщинам в черном испытывают жалость, во многом под воздействием фильмов про товарища Сухова. Жалеющим видятся картины притесняемых мужчинами-деспотами бедных бесправных женщин Ближнего Востока, вынужденных скрываться от мира за черным покрывалом. «Гюльчатай, открой личико», все дела.

Я конечно же была в лагере последних. Насмотревшись передач о демонстрациях против хиджабов в Иране, я переносила этот сентимент на остальные мусульманские страны, забыв, что иранских женщин заставили носить хиджаб относительно недавно, а в Саудовской Аравии абайя и хиджаб – это часть 1000-летней культуры сегрегации полов в обществе (об этом позже).

Мой воинственный феминистический настрой еще перед поездкой был слегка развеян моей коллегой, которая побывала в Сауди до меня:

«Ирэн, - скептически заметила она, - когда ты приедешь в Аравию, ты сама захочешь одеться в черное с ног до головы и бурку сверху натянуть».

Как же она была права :)

Приехав в Сауди, ты погружаешься в другую реальность относительно того, что правильно и что нет. И оказывается, что носить абайю – так же нормально, как и носить шубу в мороз, или костюм на работу. Вы же не ходите в пижаме на работу? А если коллега придет в пижаме на работу, вы ему вежливо сделаете замечание, что это неправильно. А если иностранцы массово будут приезжать в вашу страну в нижнем белье и разгуливать в таком виде по городу – у вас закончится терпение и вы напишете правила, по которым в страну в нижнем белье не пускают. Такая же тема с абайями.

Как я уже говорила, я разгуливала по Эр Рияду без платка – это прямо самый минимум (и то для немусульманки), аналог нашей миниюбки, и регулярно получала укоризненные взгляды особо консервативных местных дедушек. Действительно, срам какой: мало того, что лицо открыто, шеей белой ходит сверкает, так еще и голова неприкрыта, а волосы-то короткие какие отрастила!

Ну а дальше степень закрытости дамы зависит от консервативности ее семьи (см. типы исламских платков) – саму даму, понятное дело, не спросят. Бывает, что девочка из менее консервативной семьи выходит замуж за парня из более консервативной, тогда она принимает нормы семьи мужа.

Типы исламских платков.
Типы исламских платков.

Кстати, абайя в Саудовской Аравии – символ женственности. Мне коллеги-женщины по секрету рассказывали, что в детстве наряжались в них, так как хотели выглядеть взрослыми. Вспомнила сразу, как я в детстве ходила по дому в тетиных туфлях на 10 размеров больше )))) А тут абайя. Абайя, Карл!

При этом, конечно, девочки есть девочки! И даже в рамках строгих норм внешнего вида они умудряются находить пространства для творческого маневра:

Во-первых, к концу поездки я научилась различать 50 оттенков черных абай. Они правда разные! А еще если с материалом поэкспериментировать…

Во-вторых, можно черные кружева по краю пришить или рискнуть и красной ниточкой прострочить…. Платок опять же можно ста разными способами повязать…

В-третьих, если переехать в город полиберальнее, типа Джидды, можно вообще ходить в цветной абайе! Список цветов правда регламентируется – сплошь бежевый и темно-бордовый, но по местным меркам это супер-либерально и к концу поездки я уже сама падала в обморок от этих бросающихся в глаза кричащих цветов. Ишь, распустились :)

Ну и последнее – на обувь и сумки ограничения не распространяются! Вот где дамы отрываются по полной – я б такие босоножки и туфли даже ночью в темной комнате не надела. Особым шиком считается сейчас сочетание черной абайи с белыми брутальными кроссовками на платформе со стразами… Никогда не пойму эту моду.

Абайи "либеральных" цветов на рынке Джидды.
Абайи "либеральных" цветов на рынке Джидды.

Поэтому кто бы что ни думал, одеваться так, как они одеваются сейчас, мусульманские девушки будут еще долго. И ввиду как демографических, так и социальных перемен, исламская мода даже в таких консервативных рамках - на пике роста. Так что я активно ищу, в какой бы модный исламский стартап проинвестировать :)

Ну и напоследок – к вопросу о «что там под абайей» - там обычная европейская одежда. В отличие от, например, пакистанок, которые одеваются все еще традиционно в шальвар-камиз (об этом позже), саудитки носят джинсы и пуловеры, а в торговых центрах стоят очереди в Зару и Манго. Так что когда ты заходишь, например, на женскую половину отеля, где можно находиться без абайи, то видишь обычных девчонок - от испанок не отличишь.

Так что кто тут консервативнее - еще вопрос…

(to be continued)