Новая страна нашего сотрудничества - Узбекистан. На достаточно необычную тему мы говорим с Равшаном Назаровым, к.ф.н., Заместителем заведующего отделом новой и новейшей истории Института истории Академии Наук Республики Узбекистан.
- Для начала предлагаю определиться с тем, почему тех, о ком мы сегодня говорим считают именно казаками?
- Традиционно считается, что казачество тесно связано лишь с православным христианством. Но среди казаков было много представителей разных конфессий. Значительными были прослойки мусульман (башкиры, татары, горцы Кавказа, казахи), буддистов (калмыки, буряты), приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики, даже иудеи.
В 1492 г. хан Менгли Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из-под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских/«азовских» казаках-татарах неоднократно пишут летописцы со времен Ивана III. Татарские казаки, так же как русские и украинские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу.
Они состояли на службе у Москвы и Польши. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды. Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная 4 татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним иногда 5-ю Казацкую.
Тогда же, в конце XVI в., на Тереке были основаны слободы, основанные кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногайцами.
- А на Дону?
- Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г. добровольно поступившие в казаки — под условием сохранения веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя»… Основной их службой была разведка — наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами. Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть.
Широко известен и институт служилых татар. Служилый татарин-князь должен был являться на русскую войну со всеми своими «уланами, мурзами и всеми казаками». Чиновники не особо различали национальности и записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу башкир, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев . Впервые наименование «служилые татары» появилось лишь в 1520‑е гг. До этого в источниках они именуются казаками. Известны знатные татарские фамилии казачьих командиров — князья Деберские, Еделевы, Ирзины, Пощазарские, Ромодановские.
Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (мещера, мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской области и до Среднего Поволжья) с центром в Касимове, составившие субэтносы касимовских татар и мещеры.
- Чем они славны? какие крупные битвы и победы на их счету?
- В XVI веке, в период захватов Ермака, уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и «прочих магометян». Надо отметить, что «полиэтничность (и поликонфессиональность) была характерной чертой не только яицкой казачьей общины, но и казачьих общин других регионов в период их зарождения и становления».
В XIX веке существовало казачье Башкиро-Мещерякское войско. Оно активно участвовало во многих войнах России — в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, в русско-турецкой войне, Хивинском походе, Крымской войне. Несмотря на то, что в последних трех случаях казакам приходилось воевать с единоверцами, тем не менее они проявили лояльность правительству Российской империи.
Как отмечает С. Г. Шилова, «в Гражданской войне на стороне белых армий принимали участие уже четыре национальные конные дивизии (Кабардинская, Черкесская, Осетинская и Чеченская). Кроме этих дивизий, был ряд других горских формирований (Ингушский конный полк, Дагестанский конный полк и др.). Дивизии были иррегулярными, обеспечивались своими же односельчанами (в этом горцы похожи на казаков)».
В период Гражданской войны был введен сине-малиново‑зеленый флаг Кубанского казачьего войска, где синий означал — казаки-линейцы, малиновый — казаки-черноморцы, зеленый — казаки-мусульмане.
- Какое соотношение было казаков-мусульман и православных казаков? Как они взаимодействовали? Влияла ли разность религии на отношения?
Предания о значительном числе мусульман в составе Яицкого (Уральского) казачьего войска были зафиксированы А. И. Левшиным и А. С. Пушкиным. Так, сообщалось о том, что в отряде Василия Гугни из 30 человек поначалу был 1 татарин, но позже число его соплеменников неуклонно увеличивалось. Как отмечал А. С. Пушкин, «бабушка Гугниха» рассказывала, что «с казаками, ее пленившими, при ней соединялось много татар».
По данным переписей 1718–1724 гг., в Уральском казачьем войске было 6% казаков‑неславян, прежде всего татар и башкир. Согласно указу Елизаветы Петровны 1744 г. казачий статус получили ногайцы, которые вошли в мусульманскую группу войска. По свидетельству П. С. Палласа, посетившего Яицкий городок в 1769 г., среди казаков было немало «некрещеных татар и кизельбашей (туркмены и каракалпаки)».
В конце XVIII в. на левобережье Дона было поселено 30 тыс. ногайцев, вошедших в состав казачьего сословия, а также представителей других тюркских этносов (турки, крымские татары, волжские татары).
В конце XVIII — начале XIX в. на Кавказе образованы станицы, основное население которых составили горцы-казаки, которых было также много в Кизляре, Терском городке. Основными мусульманскими группами среди казаков являлись ногайцы и татары — на Дону, адыги (черкесы, шапсуги) — на Кубани, представители горских народов (вайнахи, осетины, кумыки) — на Тереке.
В параграфе 43 «Устава об управлении инородцев» от 22.07.1822 г. указано: «Казачьи полки из кочующих, для охранения границ составленные, комплектуются по прежнему». Так было отмечено существование целых полков, составленных из «инородцев». Правда, не все они были мусульманами, было много буддистов (калмыки, буряты), язычников (эвенки, финно-угорские племена). Но мусульмане составляли значительный процент.
В 1862 г. доля мусульман в войске уральских казаков доходила до 12,8%.
- Какое отношение к ним было со стороны центральной власти?
В северокавказские казаки, так же, как и в донские, волжские, уральские, оренбургские, сибирские, официально принимались лица мусульманского, буддийского и иных вероисповеданий, достаточно высок был процент мусульман в Сибирском казачьем войске. Так, родом из сибирских казаков‑мусульман был дед (по матери) генерала Лавра Корнилова. Наряду с русскоязычными школами в казачьих регионах создавались школы для казачьих детей из татар, башкир, ногайцев и т. д. Открытие таких заведений диктовалось тем, что казаки-мусульмане, входившие в войска, держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение в казачьей среде.
А.Т. Ветров указывает, что «казаков‑мусульман определяли служить в мусульманские полки, а буддистов — в буддистские. Причем если казак — мусульманин или буддист — принимал крещение, то его переводили служить в православный полк. Однако здесь мы можем поспорить, поскольку широко известны факты службы простых казаков и офицеров‑мусульман в смешанных (в конфессиональном отношении) полках.
Власти учитывали духовные потребности иноверцев‑казаков. Так, например, для мусульман-казаков строились мечети, организовывались выборы духовных лиц. Власти было непросто контролировать устройство различных сторон жизни воинов‑мусульман. Задача еще более усложнилась в годы Крымской войны, когда одной из противниц России являлась крупнейшая мусульманская держава — Турция. Одно из законодательных решений, подготовленных в последние дни царствования Николая I, было специально посвящено регулированию религиозного быта казаков‑мусульман (12.02.1855 г.). Военный совет Российской империи принял «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия». Их духовные нужды обслуживали 114 мечетей и 169 мусульманских духовных лиц.
- Что стало с этой особенной группой? Живы ли сегодня их традиции? Сохранились ли их особенности в потомках?
Попытки возрождения отдельного Башкирского войска были сделаны в период Гражданской войны. В 1918–1919 гг. башкирские части сражались на стороне белых, в 1919–1920 гг. — на стороне красных . Особенно прославилась Башкирская кавбригада Мусы Муртазина. Прекрасно показали себя башкирские казаки и в Отечественную войну, сражаясь в составе Башкирской кавдивизии.
В 1990-е гг. процесс возрождения казачества затронул и казаков-мусульман. Так, в 1998 г. в Металлургическом районе Челябинска была создана станица Юлаевская, названная в честь башкирского казака-героя Салавата Юлаева. В Пермской области в 2004-2005 гг. появилась первая в России мусульманская казачья сотня. В декабре 2005 г. Оренбургское городское казачье общество к своей 14-й годовщине пополнило ряды казаков. 5 декабря в городе появилась новое казачье общество - хуторское казачье общество «Яицкое». В хуторском казачьем обществе «Яицкое» одна половина казаков – мусульмане, а другая - православные христиане. По некоторым данным, на Северном Кавказе также есть тенденция к возрождению мусульманского казачества.
- Спасибо Вам!
Рекомендуем прочесть наши материалы:
1. О жизни русского солдата в царской армии
2. 16 фактов о Казахском Ханстве
3. О татарском хане Шах-Али