Автор - Павел Румянцев
Вторую Мировую войну Великобритания окончила в числе держав-победителей. Однако для неё победа оказалась пирровой. За время войны экономика страны была основательно подорвана – на момент окончания Второй Мировой Британия была на грани банкротства, от которого спас лишь огромный американский кредит (3.5 млрд. долларов в ценах того времени). Подорвана была и политическая мощь Британии. Большая часть Европы была занята армиями СССР и США, ставших сверхдержавами. С позиции лидера Западного Мира гордых англичан уверенно сместил заокеанский “дядюшка Сэм”.
Британия всё ещё оставалась “страной, над которой не заходит Солнце”, и имела огромные колониальные владения. В начале 1942 года Япония захватила все британские колонии в Юго-Восточной Азии, но после окончания Второй Мировой и полного разгрома Японии, Британия, а также Франция и Голландия вернули контроль над своими колониями в Юго-Восточной Азии. Однако за время японской оккупации в этих странах сформировались мощные освободительные движения, которые после изгнания японцев быстро переориентировались на борьбу со “старыми хозяевами”. Попытки же европейских колониальных держав использовать ресурсы колоний для ускорения восстановления своей разрушенной экономики и хозяйства лишь дополнительно способствовали росту антиколониального движения. Неспокойно было и в других колониях. Всё более отчётливо становилось ясно, что деколонизация многих территорий подвластных Британской Короне – процесс неминуемый. В результате британцы предпочли мирно уйти из своих колоний, при условии передачи власти более-менее стабильным режимам, не испытывавшим симпатий к коммунистам.
В такой, мягко говоря, непростой ситуации и застала Британию начавшаяся между СССР и США Холодная война. Но, несмотря на все вышеперечисленные беды, она всё же оставалась крупной державой и не желала уступать этот статус. Британия имела мощный военно-технический потенциал и даже была лидером во многих военно-технических отраслях, таких, как например, радиолокация или реактивное двигателестроение, и сумела уверенно ответить на вызовы времени.
Конец Второй Мировой, ознаменовавшийся появлением нового оружия чудовищной разрушительной силы – ядерного, полностью перевернул представление и концепцию ведения боевых действий. Главными задачами в начавшейся новой гонке вооружений было овладеть технологией создания ядерного оружия, создать средства его доставки на территорию противника, и средства, не допускающие, насколько это возможно, доставку противником его ЯО на свою территорию и минимизировать нанесённый врагом ущерб. Эти задачи стали приоритетными для всех крупных держав того времени. Но если США и СССР (последний пусть и ценой колоссальных жертв и усилий) смогли поддерживать и развивать все виды вооружённых сил, то Британия в виду не лучшей экономической ситуации была вынуждена сосредоточится только на наиболее приоритетных задач.
Как и многие другие крупные державы, Англия начала разработку ядерного оружия практически сразу после открытия цепной реакции деления атомных ядер, ещё в 1940 году. Однако трудности военного времени не позволили в должной мере развивать проект, и фактически, несколько лет, вплоть до окончания Второй Мировой, работ по созданию ядерной бомбы британцы не вели. При этом, если на начальных этапах работы шли даже в кооперации с американцами, то окончание Второй Мировой кардинально изменило ситуацию – американцы по понятным политическим соображениям отказались делиться какими-либо, даже теоретическими наработками по созданию атомной бомбы. В результате многое в “ядерном проекте” Англии пришлось начинать с нуля, что вкупе с очень плохой экономической обстановкой привело к отставанию в создании ядерного оружия от СССР, который успешно испытал свою первую атомную бомбу в 1949 году.
В 1950 году в Великобритании на секретном объекте в Виндкастле был запущен первый “оружейный” ядерный реактор, и ещё более 2 лет ушло на наработку в нём необходимого количества Плутония-239. Наконец в ночь с 2 на 3 октября 1952 года, у островов Монте-Белло, на Западной оконечности Австралии, Великобритания произвела испытания своего первого ядерного взрывного устройства. Это “устройство” мало напоминало атомную бомбу в её привычном понимании – оно было слишком огромным, и разместить его на борту какого-либо самолёта не представлялось возможным. Поэтому размещено оно было на борту списанного фрегата “Плим” и там же взорвано. Несмотря на всё это, 3 октября 1952 года Британия с полным правом вступила в “ядерный клуб”. Ещё через год, на базы британских ВВС уже начали поступать первые авиационные ядерные бомбы “Голубой Дунай”. Правда эти бомбы имели огромные даже по тем временам габариты - 7.8 метров в длину при весе в 4.5 тонны, что было почти вдвое больше советских и американских аналогов. Но носители этих огромных бомб – стратегические бомбардировщики, — были уже “на подходе”. И про них стоит рассказать отдельно.
Работы по созданию стратегических бомбардировщиков нового поколения, обладавших “межконтитентальной” дальностью и способных доставить к цели атомную бомбу, в Великобритании были начаты ещё в конце Второй Мировой. И если СССР и США поначалу с “осторожностью” относились к созданию реактивных бомбардировщиков, параллельно ведя проекты по созданию поршневых “стратегов” или с комбинированной силовой установкой, то авиационно-конструкторская мысль Британии была радикальной – перспективный бомбардировщик должен быть только реактивным. Более того, британские конструкторы решили начисто отказаться от оборонительного вооружения. Первой начала создавать реактивный стратегической бомбардировщик фирма “Хэндли Пэйдж” – будущий “Виктор”. В 1946 и 1947 годах к ней “присоединились” фирмы “Авро” и “Виккерс”, создавшие в итоге бомбардировщики “Вулкан” и “Вэлиант”. Получившиеся бомбардировщики т.н. “V-серии” стали настоящей лебединой песней британского авиастроения. Имевшие невероятно изящные футуристические формы, британские V-бомбардировщики во многом превзошли свои советские и американские аналоги.
Первым в 1955 году начал поступать в строевые части британских ВВС бомбардировщик “Вэлиант”, через год – “Вулкан”, и в 1958 году – “Виктор”. “Виктор” и “Вэлиант” имели дальность полёта порядка 7-7.5 тысяч, а “Вулкан” – порядка 9 тысяч километров (точные данные до сих пор неизвестны). По дальности V-бомбардировщики не дотягивали до американского B-52 и советских 3М и Ту-95, зато по дальности полёта и скорости превосходили американский B-47 и советский Ту-16. Впрочем, “межконтинентальная” дальность полёта от британских бомбардировщиков и не требовалось – им нужно было долететь из Англии до целей в Европейской части Советского Союза, что с их дальностью не представляло проблем. При существенно меньшей массе, британские “стратеги” имели и большую чем у их советских и американских “коллег” скорость. Это было достигнуто, как великолепной аэродинамикой, так и совершенством двигателей – в области создания реактивных двигателей в 50-х годах Британия была безусловным лидером.
Ранее, в 1950 году британской авиапромышленностью было начато производство реактивного фронтового бомбардировщика “Канберра”. Самолёт получился крайне удачным, настолько, что даже американцы начали выпускать его по лицензии, под индексом B-57, а чуть позднее создали на её базе высотный разведчик RB-57, близкий по характеристикам к знаменитому самолёту-разведчику U-2 и не менее активно участвовавшим в разведывательных полётах над территорией СССР. К слову RB-57 выпала “честь” быть первым самолётом, сбитым зенитно-ракетным комплексом – в 1959 году тайваньский RB-57 был сбит китайским ЗРК С-75 при “активном участии” советских зенитчиков. Помимо Королевских ВВС, “Канберры” широко поставлялись на экспорт и эксплуатировались в 16 странах.
Если ещё десятилетие назад символом могущества Британии были стоящие в Скапа-Флоу могучие линкоры, то теперь им стали ряды стратегических бомбардировщиков на “бетонках” авиабаз, а их лётчики стали настоящей “белой костью” британского офицерства, отняв этот статус у офицеров уходящих в небытие линкоров. В глазах простых британцев радикально изменился и образ лётчика. Если раньше он представлялся как отчаянный парень в “кожанке”, измазанный в масле и бензине, то теперь лётчик для подданных Её Величества был суперпрофессионалом и интеллектуалом, способный справиться с самой сложной техникой в мире. Это было недалеко от истины – пилотами V-бомбардировщиков могли стать только самые лучшие и опытные лётчики. К примеру, только что бы занять кресло второго пилота “Вулкана” кандидат должен был иметь не менее 700 часов налёта на фронтовом реактивном бомбардировщике “Канберра”, а что бы стать командиром экипажа – не менее 1700 часов.
Но, к сожалению, жизнь британских “стратегов” оказалась очень не долгой и “закат” этих великолепных машин начался буквально через несколько лет после принятия их на вооружение. Но об этом в следующей части.
Во время Второй Мировой британцы занялись и созданием другого принципиально нового вида вооружения – зенитных ракет. Если немцы в годы войны разрабатывали зенитные ракеты (став пионерами в этой области), отчаянно пытаясь создать “чудо-оружие”, которое спасло бы Германию от опустошающих армад бомбардировщиков Союзников, то британцы делали это скорее из прагматичных соображений. По их расчетам, стоимость снарядов, затрачиваемых зенитными орудиями на поражение одного бомбардировщика, была сопоставима со стоимостью самого бомбардировщика. Британцы вели проект по созданию зенитно-ракетного комплекса под названием “Брэйкмайн”, но после войны военные потеряли всякий интерес к новому оружию. “Отрезвило” их только появление в 1949 году ядерного оружия у СССР, что вызвало настоящий ужас британцев. Да, у СССР тогда ещё не было адекватных носителей ядерных бомб – только бомбардировщики Ту-4, являвшихся почти полной копией американского В-29 и “достать” США он не мог при всём желании. Но до территории Туманного Альбиона Советы могли “дотянуться” очень легко, и в случае начала Англия становилась одной из основных целей их ядерного удара.
В этих условиях британское правительство выделило значительные средства на работы по созданию ЗРК и объявило конкурс на их создание. Победителями конкурса стали фирмы “Инглиш Электрик”, представившая проект ЗРК “Тандербёрд” и “Бристоль” с проектом ЗРК “Блудхаунд”. Правительство приняло решение финансировать оба проекта, на случай возможных неудач, и не ошиблось. Если испытания ЗРК “Тандербёрд”, который создавался для британской армии шли гладко, то “Блудхаунд”, разработку которого курировали ВВС “рождался” очень тяжело. Несмотря на ряд неудач, британские ВВС не отказались от “Блудхаунда” и после многочисленных доработок он был принят на вооружение в 1958 году, на год позже своего сухопутного “собрата”. В результате к концу 1950-х у Британии было два практически одинаковых ЗРК. И “Тандербёрд” и “Блудхаунд” стали первыми в мире ЗРК, использовавших полуактивное самонаведение зенитных ракет (РЛС наведение “подсвечивает” цель, а головка самонаведения, принимая отражённый от цели сигнал, обеспечивает наведение ракеты на цель). Это выгодно отличало их от советских и американских ЗРК первого поколения (С-25, С-75, С-125 и американских ЗРК системы “Найк” – “Найк Аякс” и “Найк Геркулес), которые использовали радиокомандную систему наведения ракет. Полуактивное самонаведение обеспечивает независимость точности наведения от расстояния до цели, в отличии от систем радиокомандного управления. В дальнейшем это позволило на последующих модификациях ЗРК существенно “нарастить” дальность. К примеру, для ЗРК “Блудхаунд” в процессе модернизации удалось увеличить максимальную дальность зоны поражения с 40 до 85 километров, в то время как на советских и американских ЗРК такого прироста дальности (несмотря на то, что энергетика ракеты это более чем позволяла) достичь не удалось.
Кроме того, если советские и американские ЗРК (за исключением ЗРК С-25 системы ПВО Москвы) имели один целевой канал (т.е. могли обстреливать только одну цель одновременно), то британские конструкторы придумали крайне оригинальное решение – они оснастили ЗРК сразу двумя РЛС наведения, что позволило одновременно обстреливать 2 цели. При этом полуактивное самонаведение позволяло выпустить по целям сразу все ракеты, имевшиеся на позиции ЗРК. Ракеты обоих комплексов также были схожи, даже внешне. Они имели прямоточный воздушно-реактивный двигатель и по 4 твердотопливных ускорителя, обеспечивающих разгон ракеты до необходимой для запуска ПВРД скорости. Ракета “Тандербёрда” имела твердотопливный маршевый двигатель, а “Блудхаунда” – жидкостной. Эти ЗРК простояли на вооружении до 1990 года, при этом по мнению британского военного командования, они вполне могли прослужить и ещё. Таким образом, Британия стала единственной страной, помимо США и СССР, сумевшей самостоятельно создать ЗРК дальнего действия (по меркам тех времён), причём как минимум не худших, чем их советские и американские аналоги, а по очень многим характеристикам и превосходящих их.
Одновременно с работами по созданию ЗРК, для перехвата советских бомбардировщиков были начаты работы по созданию сверхзвуковых истребителей-перехватчиков с ракетным вооружением. В 1956 году на вооружение британских ВВС был принят истребитель-перехватчик “Глостер Джавелин”, по своим характеристикам аналогичный первым американским и советским истребителям-перехватчикам. А в конце 1959 года на вооружение Королевских ВВС был принят сверхзвуковой истребитель-перехватчик Инглиш Электрик “Лайтнинг” – ещё один шедевр британского авиастроения, фактически его “визитная карточка”. Благодаря двум мощнейшим по тем временам двигателям с суммарной форсажной тягой почти в 15 тонн, “Лайтнинг” стал первым серийным истребителем, способным развить крейсерскую сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима и обладал феноменальной скороподъёмностью для того времени – 250 метров в секунду. Несмотря на крайнюю сложность и трудоёмкость обслуживания, “Молнии” эксплуатировались практически до конца Холодной войны – до 1988 года. К сожалению, “Лайтнинг” стал последним шедевром британского авиастроения.
В 1950-х годах, в условиях распада своей Империи и различных “колониальных” войн и крайне сложной экономической ситуации, Британия сумела успешно создать и производить принципиально новые виды вооружения, наравне с СССР и США, при этом зачастую превосходя аналогичные советские и американские образцы. И помимо Соединённых Штатов и Советского Союза, Великобритания была наиболее развитой в военно-техническом отношении державой.
Однако, как уже говорилось выше, Британии не могла одновременно “поддерживать” все виды своих вооружённых сил, и вынуждена была сконцентрироваться лишь на критически важных направлениях. В этих условиях, ряд видов вооружённых сил начал стремительную деградацию и, пожалуй, главной “жертвой” такой политики стал флот Её Величества, традиционный “столп” британского могущества, и уже к концу 50-х в отношении Британии фраза “Владычица Морей” будет звучать скорее как горькая усмешка.
Впереди были 60-е, которые станут началом тёмных времён как для британских вооружённых сил, так и для самой Британии. Об этом, а также о нелёгкой судьбе флота Её Величества, будет рассказано в следующих частях.
Спонсор этого цикла статей: ОАО "Индагэйт".
Наш авторский исторический паб: https://vk.com/catx2
Для желающих сделать пожертвования в адрес автора:
money.yandex.ru/to/410015500254991 или карта Сбербанка 5469 6900 1201 1574