Найти тему
ПАПА УЧИТ

Про дисциплину на уроках физкультуры в современной школе

Оглавление
Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Дети начальной школы довольно непосредственны. Приходя на урок физической культуры в спортивный зал, не каждый удержится, чтобы не залезть на перекладины или маты. Если учитель в этот момент не проявит строгость, то урок может начаться не скоро. Современные дети лишены страха удаления с урока (нельзя) и записей в дневник. Что же остается?

Иллюзия свободы

Уроки в кабинетах сопряжены с сидением за партами. Это само по себе ограничивает свободу перемещения. Садимся за парту и умом понимаем, что здесь нужно слушаться. Хотя мы все помним знаменитое: «Не вертись!». Что уж говорить про свободу на уроке физкультуры.

ФГОС диктует нам, учителям, отойти на второй план. Выбрать такие методы, чтобы обучающийся самостоятельно применял знания на практике. В этом случае мы рискуем получить неуправляемый образовательный процесс, который будет перенасыщен весельем. Это обстановка повышенной опасности для жизни и здоровья учеников. Поэтому свобода – это иллюзия.

Иллюзия управления

В состоянии иллюзии находятся не только дети. Учителю физической культуры приходится искать такие рычаги управления, чтобы поддерживать эту иллюзию свободы учеников, дабы выполнить некоторые требования ФГОС. В этом случае можно говорить, что учитель не управляет, а направляет. Является тем ментором, что желает видеть современное образование.

Физическая культура − это часть общей культуры человечества. Но физкультура зародилась как часть трудовой деятельности. Исторически, не развитые физически особи людей становились пищей хищников. Поэтому раньше научиться лазать по канату или перелезать, метать − это вопрос жизни и смерти, а сейчас − развлечение и несерьезное отношение к предмету.

Подобное отношение к уроку для некоторых педагогов по физическому воспитанию вроде личного оскорбления. Вижу выход в том, чтобы научить каждого ребенка «работать» на уроке, физически. Этого метода придерживаются тренеры различных секций и спортивных клубов. Многие тренеры являются неотесанными грубиянами, но родители детей на них молятся. Если физическая культура − это труд, то спорт тем более. В школе, главное, с этим не перегнуть. Иначе, проверка.

Важное условие

«Не заслуживший» у детей уважения, учитель не сможет пользоваться большинством рычагов «управления». Когда дети не видят на улице хищников, когда еду можно «добыть» в магазине на карманные деньги, то нет никакой внутренней мотивации обзавестись физическими возможностями для выживания.

Поэтому современный урок − это прежде всего контакт между учителем и каждым отдельно взятым учеником. Учитель должен взрастить в детях понимание, что цель, которая ставится на уроке, достижима. Она полезна всем участникам процесса, а «...потом поиграем».

В сложившейся ситуации, дети прощают многое: строгость, отсутствие игр (когда не осталось времени), невысокие оценки и критику. Главное − быть честным и объяснить, что ждет учитель от каждого ребенка на уроке.

Поделитесь опытом взаимодействия с учениками? Как вы боретесь с нарушениями порядка на уроке?