Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛА «ИСКУССТВО КИНО» 1977 ГОДА

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

-2

1977 в СССР был очередным юбилейным годом – исполнялось 60 лет существования советской власти. Ясно, что и как в 1967 году, советская пресса (и здесь журнал «Искусство кино» не был исключением) должна была радостно отрапортовать обо всех победах и свершениях.

В 1977 году журнал «Искусство кино» ежемесячно выходил еще большим тиражом: от 50 до 54 тысяч экземпляров против 30-35 тысяч в 1967.

-3

В каждом номере публиковалось несколько статей об отечественном кино, написанных кинокритиками. Плюс материалы, авторами которых были режиссеры, сценаристы и иные кинематографисты, плюс сценарии, фильмографии. К традиционным для журнала рубрикам («Новые фильмы», «Теория и история», «Интервью между съемками», «За рубежом», «Сценарий», «Издано о кинематографе» и др.) был добавлен целый ряд идеологических материалов, пересыпанных цитатами из речей генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, рубрики «Навстречу 60-летию Великого Октября», «Современность и экран», «Лаборатория», «Из творческого опыта», «Беседы за рабочим столом». По сравнению с 1967 годом исчезла важная рубрика «Телевидение»…

-4

В 1977 году редколлегия журнала «Искусство кино» состояла из 21 персоны. Как и ранее, многие из них были известными режиссерами (С.А. Герасимов, А.М. Згуриди, Р.Л. Кармен, С.И. Юткевич) и кинофункционерами. Однако по сравнению с 1960-ми годами кинокритиков и киноведов в редколлегии стало примерно в два раза больше (практически 50%): Е.Д. Сурков (главный редактор) (1915-1988), Н.А. Игнатьева (зам. главного редактора), А.Н. Медведев (зам. главного редактора), В.Е. Баскаков (1921-1999), И.В. Вайсфельд (1909-2003), А.В. Караганов (1915-2007), К.К. Парамонова (1916-2005), Н.В. Савицкий (р. 1939), Н.М. Суменов (1938-2014) и Р.Н. Юренев (1912-2002).

-5

Конечно, спектр авторов журнала был шире, но по сравнению с предыдущим юбилейным годом (1967) он в значительной мере утратил свою репрезентативность. Да, в списке авторов остались А.С. Вартанов (1931-2019), Я.Л. Варшавский (1911-2000), М.Е. Зак (1929-2011), Н.А. Игнатьева (1923-2019), Г.А. Капралов (1921-2010), А.П. Свободин (1922-1999), Ю.М. Ханютин (1929-1978), Р.Н. Юренев (1912-2002) и др.

Кроме того, в 1977 году в журнале «Искусство кино» печатались и такие известные кинокритики как Л.А. Аннинский, Е.В. Бауман (1932-2017), Л.С. Донец (1935-2016), К.Л. Рудницкий (1920-1988), Е.М. Стишова, В.С. Туровский (1949-1998), но на его страницах уже не было статей Ю.А. Богомолова (р. 1937), В.П. Демина (1937-1993), Л.К. Козлова (1933-2006), Л.П. Погожевой (1913-1989), Л.А. Рыбака (1923-1988), И.Н. Соловьевой (р.1927), Т.М. Хлоплянкиной (1937-1993), В.В. Шитовой (1927-2002) и многих других известных кинокритиков и киноведов (среди самых обидных можно назвать, например, отсутствие на страницах «Искусства кино» 1977 года Н.М. Зоркой и М.И. Туровской).

-6

В 1977 году журнал писал о таких заметных отечественных фильмах как «Аты-баты, шли солдаты» Л. Быкова, «Венок сонетов» В. Рубинчика, «Восхождение» Л. Шепитько, «Двадцать дней без войны» А. Германа, «Ключ без права передачи» Д. Асановой, «Мимино» Г. Данелия, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви» Н. Михалкова, «Подранки» Н. Губенко, «Прошу слова» Г. Панфилова, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» А. Митты, «Старший сын» В. Мельникова, «Степь» С. Бондарчука. Были опубликованы талантливые сценарии «Москва словам не верит» В. Черныха и «Заповедник» А. Битова.

-7

Но, увы, в том же 1977 году журнал напечатал и подобострастный сценарий документального фильма о Л.И. Брежневе «Повесть о коммунисте», и безудержно комплиментарные рецензии о весьма слабой военной драме «Дума о Ковпаке» Т. Левчука, о заурядных мелодрамах «Любовь земная» и «Судьба» Е. Матвеева…

-8

Юбилейные статьи 1977 года в журнале часто были анонимными: видимо, далеко не всякий кинокритик, даже «начальственный», мог позволить себе поставить свои подпись под такими, к примеру, статьями, как «Вдохновляющая забота партии» (Искусство кино, 1977, с. 3-8) или «Немеркнущий свет Октября» (Искусство кино, 1977, с. 1-5). Вот только одна цитата из такого рода анонимных опусов, насыщенных ссылками на речи Л.И. Брежнева: «Велик и почетен долг мастеров советского экрана, призванных временем воссоздать эпохальную картину жизни и свершений великого советского народа. Советское киноискусство было, есть и всегда будет боевым помощником партии» [Вдохновляющая…, 1977, с. 8]. В №№ 10 и 11 «Искусство кино» за 1977 год подобные идеологические тексты занимали более 50% общего объема журнала.

Разумеется, среди этих статей были и «авторские» работы. Например, длинная, растянутая на два номера, скучнейшая, напирающая на ссылки из «трудов» Л.И. Брежнева статья В. Дмитриева «Гуманизм социалистической революции и кинематограф» [Дмитриев, 1977], где с восторгом утверждалось, что «киноискусство Страны Советов сделалось партийным. Его социалистическое первородство определилось благодаря совершенному изначально выбору – вместе с партией, с революцией, с народом!» [Дмитриев, 1977, с. 8].

-9

Заместитель председателя Госкино СССР Б.В. Павленок (1923-2012) в своей партийно-политизированной статье о текущем кинопроцессе юбилейного года хотя и одобрил выдающийся фильм «Восхождение» Л. Шепитько, но не скупится на похвалы давно и заслуженно забытым фильмам на историко-революционную тему: «Тачанка с юга», «Осада», «Красный чернозем», «Красные дипкурьеры» [Павленок, 1977, с. 6-14].

Неутомимый боец идеологического кинофронта В.Е. Баскаков в своей статье «Киноискусство социалистического реализма и фальсификации «советологов» как всегда начисто (хотя и без каких-либо убедительных аргументов) опровергал мнения буржуазной кинокритики: «Что бы ни говорили наши идейные противники, какие бы «модели» истории советского кино они ни сооружали, как бы ни старались путем хитроумных квазитеоретических постулатов запутать вопрос о непрерывности поступательного развития советского кино, им не удастся подменить правду ложью, не удастся прикрыть «научной» тогой свои истинные умыслы и планы» [Баскаков, 1977, с. 52].

Александр Федоров, 2017

Полный текст данной статьи можно бесплатно прочесть на портале Кино-Театр.РУ