Найти в Дзене
SchoolRate SchoolRate

Учить английский как ребенок – вовсе не миф! В чём секрет?

Оглавление

Мечта многих взрослых – без труда и усилий освоить английский, интуитивно, естественно, без зубрежки. Возможно ли? Миф или реальность?

Ведущие методисты рейтинга языковых курсов №1 в РФ компетентно отвечают на эти вопросы.

Журналист: Как Вы считаете, не обманывают ли нас, простых граждан, завлекающие рекламы на тему «английский без зубрежки», «учись говорить на английском, как ребенок», «эффект погружения» и прочее?

Методист SchoolRate: Человек видит то, что хочет видеть. Если в рекламе написано «учись говорить, как ребенок», могу подтвердить, что это совершенно реально. Другой вопрос, что мало кто задумывается, как действительно ребенок учит родной язык. Если уж Вам хочется осваивать язык без труда, погружением, как ребенок, Вам придется имитировать условия, при которых ребенок учит родной язык. Поверьте, это займет БОЛЬШЕ времени, чем обучение со «взрослым» осознанным подходом.

Журналист: Простите, я Вас верно понял? Ребенок учится дольше, чем взрослый? А разве он не начинает просто говорить, когда приходит время?

Методист SchoolRate: Конечно же нет. Давайте посмотрим внимательно, что происходит ДО того, как ребенок начинает говорить.

Этап 1. Восприятие и накапливание.

Первые несколько месяцев жизни или даже год ребенок вообще не произносит ни одного слова. Маленький человек активно (АКТИВНО!) слушает и аккумулирует огромные объемы речевого потока разных людей, которые его окружают. Это уже обучение. Его первая стадия.

Вы готовы потратить год на ежедневное аудирование по 4-5 часов в день (именно столько ребенок как минимум бодрствует в начале жизни). Тогда скорее всего в мозгу наберется достаточное количество пассивного материала, чтобы далее уже структурировать его, имитировать, произносить. Мало того, всё это подкреплено визуальным рядом (тем, что именно комментируют взрослые, действия, явления и прочее).

Срок этапа 1 = 6 месяцев.

Этап 2. Работа с фонемами. Тренировка произношения. Фонетика.

С 3х месяцев или чуть позже ребенок начинает, что называется, «гулить». Речевой аппарат только учится формированию отдельных звуков, имитирует фрагменты того, что слышит. До произнесения слова еще очень далеко. Малыши начинаю произносить сначала отдельные звуки (при чём, только гласные) а, о, у…и лишь к 10 месяцам или позже дети начинают собирать звуки в слоги. В основном, это звукоподражательные фонемы «га-га», «ко-ко» и т.д. Таким образом, спустя 6 месяцев аудирования в «программу обучения речи» добавляется «предмет» под названием «фонетика». Опять же, на ежедневной основе, многократно за день, настойчиво и небольшими порциями материала. Это всё также неотъемлемая часть обучения.

Срок этапа 2 = 6 месяцев.

Этап 3. Воспроизведение слов.

Как Вы уже поняли, о предложениях или свободном речевом потоке мы вообще еще не говорим. Спустя год ежедневного «обучения» в круглосуточной среде языкового пространства маленький человек только подошел к этапу произнесения несложных слов. Не слов из 3-4 слогов, а очень простых односложных слов. Ребенок какое-то время будет тренироваться их проговаривать, допуская ошибки, оттачивая произнесение, чтобы приблизить его к оригиналу, который они слышат от взрослых. Простые предложения в среднем появятся к концу второго года жизни! Другими словами, это даже дольше школьной программы, где простые конструкции внедряются в речь ребенка уже в первый год обучения. Это позволяет делать уже аналитический подход к изучению языка. Чтобы ускориться. Уже приходится «включать мозг» и логику. Вы готовы еще год разучивать произнесение 30-50 слов? Опять-таки, каждый день, в контекстах, многократно. Это ли не зубрежка и не дрил? Напоминаю, этап постоянного аудирования и обработки новых слов мы не убираем, просто активного воспроизведения становится всё больше.

Срок этапа 3 = до 12 месяцев.

Этап 4. Предложения. Свободное воспроизведение.

И наконец, предложения. Связи слов в языке, грамматические связи уже установлены в голове у ребенка к 3м годам на основании 3х лет непрерывного аудирования. Мозг систематизировал огромный объем данных, чтобы интуитивно вывести, как работает система времен и других связей в языке. Можно начать осмысленно говорить, постепенно усложняя предложения и лексику. Фонетика (произношение) всё еще также совершенствуется, в речи присутствуют еще не все звуки, т.к. по статистике полный звуковой ряд появляется у ребенка только к 5-6 годам. Еще год - два ребенок учится правильно использовать времена, переходит не только к утвердительным предложениям «я хочу…», а и к отрицательным и вопросительным. Появляются сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. «Я не хочу гулять, потому что там холодно.» Т.е. Вы действительно хотите, чтобы на курсах английского с методикой «как ребенок без зубрежки» Вы начали говорить свои первые предложения через 2-3 года после ежедневного изучения? Вы точно именно это имели в виду, когда искали такие курсы в интернете? Тут же человек начинает учиться писать, т.е. добавляет мелкую моторику, кинестетику в изучение языка. Это вообще отдельная история.

Срок этапа 4 = до 24 месяцев.

Этап 5. Осмысление и структурирование.

Ребенок, на самом деле, идет классическим «коммуникативным» методом на пути к свободному владению языком. Коммуникативный метод вовсе не игнорирует необходимость знания правил и связей языка. Напротив, в профессиональном исполнении коммуникативный метод предлагает учащимся обработать большое количество однотипных контекстов, чтобы провести соответствующие аналогии и выявить повторяющиеся связи. Ведь язык не строится на правилах. Это правила выводятся из языка, чтобы легче было язык изучать, работать с ним. Это я говорю к тому, что с 1 класса дети начинают уже осознанно учить родной язык, хотя сами уже говорят на нем. Дети осознают структуру языка, инструменты, совершенствуются в знаниях. На это уходят уже школьные годы. Сюда я бы заложила дошкольное обучение, т.к. позже добавляется стилистика и другие языковые дисциплины. В плане знания английского, уровень речи ребенка в 3-м классе на родном языке уже был бы весьма удовлетворяющим большинство взрослых, если бы они также смогли общаться на английском.

Срок этапа 5 = до 36 месяцев.

Этап 6. Высший пилотаж

Мы продолжаем учить язык потом практически всю жизнь. Мы читаем художественную литературу, разбираемся в стилистике, учимся писать грамотные структурированные письма, различаем публицистический стиль (статьи) и разговорный и т.д. Если шагнуть еще дальше, во взрослом возрасте нам приходится также осваивать профессиональную лексику, которая ложится в устойчивую базу грамматики и бытовой лексики. Про фонетику и аудирование мы уже не думаем, т.к. на это человек потратил первые 5-6 лет жизни.

- Теперь у меня пара вопросов к Вам, дорогой мой собеседник.

Во-первых, до какого этапа Вы рассчитываете дойти в изучении английского, из того, что я перечислила? Вам достаточно общения на уровне владения родным языком первоклассника? Или Вы рассчитываете писать деловые письма? Или в планах работать в сфере IT, или финансов, или науки на языке?

Во-вторых, Вы не хотите «учить-учить», прорабатывать, включать мозг и логику, хотите интуитивно, «как ребенок» просто заговорить на языке. Вы готовы потратить указанной мной время на перечисленные этапы? Вы будете ежедневно делать простейшие «активности» с иностранным языком? Вы можете обеспечить себе языковую среду?

Если все-таки не все условия выполнимы, я смею заверить Вас, что ускоряться можно только за счёт труда и аналитических способностей человека, не исключая, при этом, многократное повторение и работу со всеми аспектами.

Резюмируя ответ на Ваш вопрос, отвечаю еще раз: да, освоить иностранный язык, «как ребенок» можно. Только отдавайте себе отчёт в том, что значит это самое «как ребенок».

Журналист: … вопросов больше нет.