Кроссовки давно перестали быть объектом исключительно спортивного толка. Сегодня это самая удобная обувь для жизни в мегаполисе. И если раньше пройти в клуб или ресторан в них было затеей немыслимой, то теперь по модели фейс-контроллер профессионально определяет социальный статус их обладателя. Обращаемся к истории в поисках ответа на вопрос: как кроссовкам удалось завоевать мир?
Каучук всему голова
Долгое время в индустрии спортивной обуви все было ровно и спокойно: немногочисленные фабрики выпускали специализированные туфли, которые, в общем-то, не сильно отличались от повседневных. Так, на беговых кроссовках 1860-х годов, сохранившихся в Музее обуви в Торонто, особое предназначение выдают лишь шипы на основании. Но все изменилось, когда каучук стали использовать в промышленных целях. Переворот в индустрии случился в 1917 году, когда появились первые баскетбольные кроссовки на резиновой подошве с высоким тканевым верхом и широким языком. Это событие стало толчком для развития направления и появления новых производителей спортивной обуви.
Вслед за парусиновыми кедами, известными сегодня во всем мире, на арену вышла продукция братьев Дасслеров. Сначала Рудольф и Адольф основали семейное предприятие по пошиву кроссовок для бега, а потом рассорились, и каждый организовал собственную компанию. Тогда же и появилось название «сникерсы», образованное от английского глагола sneak, что означает «подкрадываться». Шагов человека в такой обуви было практически не слышно благодаря прорезиненной танкетке.
Звезда по имени
После выпуска первой модели кед Маркус Миллс Конверс придумал маркетинговый ход, который спортивные марки активно используют до сих пор. Фирма стала сотрудничать с авторитетом в мире баскетбола, игроком и тренером Чаком Тейлором. При этом он не просто рекламировал и популяризировал бренд, но и вошел в группу, которая занималась совершенствованием технологий. Эта коллаборация принесла небывалый успех всем участникам, и вскоре способ продвижения кроссовок с помощью имен известных спортсменов стали использовать и другие.
Щупальца осьминога
Но вернемся к истории. Если до 1950-х годов кроссовки носили в основном только спортсмены, то после войны они стали постепенно появляться на улицах. Кожаные ботинки теперь могли себе позволить далеко не все, нужна была удобная и доступная альтернатива. Примерно в это же время японский бизнесмен Кихачиро Оницука решил помочь своей стране. Чтобы дать городу рабочие места и обеспечить население доступной обувью, он открыл фабрику, на которой стал производить кроссовки для бега из ноу-хау материалов, с высокотехнологичной подошвой, которая гарантировала сцепление с поверхностью земли, как у «щупальца осьминога».
Так как рабочая сила была дешевой, себестоимость одной пары кроссовок поражала своей доступностью. Это привлекло американских инвесторов, студента и бегуна Фила Найта и его тренера Билла Бауэрмана. В США на тот момент одна пара брендовых кроссовок могла обойтись в 30 долларов. Эра дешевых сникерсов началась, когда в 1964-м году Фил и Билл привезли триста пар японских кроссовок, на закупку которых потратили всего 500 долларов.
Спортивный бум и кино
Доступная цена и удобство подстегнули интерес обычных людей к спорту. На этой волне в 1970-е появилось сразу несколько бессмертных моделей кроссовок. Обувь на липучках, кожаные модели кед, новые вдохновления в дизайне, как, например, Билл Бауэрман придумал рифленые подошвы , вдохновившись вафельницей жены - все это характеризует эру 70-х годов в мире кроссовок.
Через несколько лет перед производителями стояла уже другая задача — убедить покупателей, что кроссовки можно носить и за пределами спортзала. Лучшим инструментом для популяризации этой идеи стало кино. Герои самых разных жанров — от боевиков до комедий и драм — появлялись на экранах в спортивной обуви. Марти Макфлай в ленте «Назад в будущее» примеряет модель футуристичную модель, которая может сама зашнуровываться, а лейтенант Рипли сражается с «чужими» в кроссовках. Форест Гамп бежит через всю страну в полностью кожаной модели, а Билл Мюррей в «Водной жизни» носит сделанные на заказ кеды особенной расцветки.
Мода на кроссовки
Сексуальная революция 1980-х раскрепостила нравы и подстегнула задуматься о красоте тела. Аэробика и шейпинг — виды спорта, которыми в это время увлекаются многие девушки, вдохновили производителей на создание женских линеек. Растущая популярность кроссовок заставила включиться в игру высокую моду. Первыми, кто выпустил спортивную обувь на подиум, стали дизайнеры модных домов, создавшие в 1984 году свой вариант теннисных туфель. В 1996-м были созданы кроссовки, предназначенные для яхтинга. Сегодня сникерсами в коллекциях дизайнеров уже никого не удивить. Каждый уважающий себя бренд выпускает свой вариант самой популярной для жизни в городе пары. Кто-то делает ставку на экспериментальные материалы, кто-то воплощает фантазии на тему космических кораблей или гоночных суперкаров — кроссовки действительно способны удивить.