На выставке «Деньги, которых не было» Музея истории денег в Доме фондовых капиталов Петропавловской крепости представлена уникальная коллекция нереализованных проектов банкнот Российской империи и Советского Союза. Организаторы выставки ставили перед собой цель проследить историю банкнотного дизайна России, показать, как влияют на оформление банкноты художественные вкусы и тенденции, события в экономической и политической жизни страны. Кроме того, экспонаты выставки дают представление о том, какая напряженная работа художников, технологов, печатников и т. д. предшествует выпуску банкноты в свет.
В 1843 году министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу, в результате которой обращение ассигнаций было прекращено, и появились новые бумажные деньги – государственные кредитные билеты, обеспеченные серебряной и золотой монетой. Однако их курс сильно пошатнула Крымская война 1853 – 1856 годов. После ее окончания стало ясно, что бумажный рубль необходимо укреплять. Кроме того, кредитные билеты образца 1843 года к этому времени уже устарели, и их часто подделывали. Нужны были новые банкноты, красивые и защищенные от подделки. Решили коренным образом реконструировать ЭЗГБ и начать разработку новых денег. С участием американских и английских специалистов было обновлено оборудование и построены новые здания. Результатом стало появление новых банкнот, изготовленных с использованием металлографской печати – особой технологии, при которой краска переносится на бумагу со стальной доски под большим давлением.
Эскизы новых банкнот готовили в России, а доски для металлографской печати должны были сделать в США специалисты фирмы American Bank Note Company. Над эскизами работали художник Н. А. Зауервейд, портретист А. А. Фаддеев; затем – А. И. Дютак. Первоначально на новых банкнотах планировалось разместить виды городов Российской империи – Санкт-Петербурга, Москвы, Гельсингфорса и Варшавы, а также портреты представителей губерний Российской империи. Сохранились эскизы, на которых изображены жители Одессы, Новгорода, Тулы. Если бы эти банкноты были выпущены, они стали бы прообразом современной «городской» серии бумажных денег. На этих эскизах также были помещены обозанчения номинала на татарском, польском, финском, шведском, грузинском и немецком языках. Эта концепция опередила свое время. Она была реализована только на банкнотах СССР, где обязательно помещались тексты на языках союзных республик. На эскизах была также рельефная бескрасочная печать с геральдическими композициями. Однако эскизы работы Зауервейда и Фаддеева оказались перегружены деталями и не отвечали необходимым требованиям по защите будущих банкнот от подделки.
Для создания новых эскизов был в начале 1860 года приглашен архитектор академик А. И. Дютак. Он создал новые эскизы, использовав портреты, выполненные его предшественниками. Эти эскизы были отправлены американцам, однако с большим опозданием. В октябре 1860 года корабль "Арктик", на котором американцы везли оборудование и доски в Россию, затонул в Северном море. Доски пролежали на морском дне несколько недель, а когда их все же достали и отправили в Петербург, обнаружили, что часть досок испорчена морской водой, и печать новых банкнот так и не началась.
Однако главной причиной тому был не злой рок, а отсутствие в России граверов, которые могли бы сделать доски для лицевой стороны банкнот (по условиям контракта с американцами это должно было быть сделано в России). С помощью американцев, оставшихся не у дел, были сделаны формы для печати некоторых ценных бумаг. Они обучили металлогарфской печати и российских мастеров, после чего почти все уехали обратно за океан. В 1862 году сменилось руководство Министерства финансов, и появилась идея поместить на новые банкноты портреты выдающихся российских государей, которая через несколько лет и была реализована. Так на банкнотах, выпущенных в конце 1860-х годов (образца 1866 года), появились Екатерина II, Петр I, Дмитрий Донской, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. А олонецкие охотники, одесские матросы, виды городов остались только на эскизах и оттисках сохранившихся досок, выполненных американцами в 1860 году. Эти доски использовали в течение многих лет для акций, облигаций и других документов, выпускавшихся ЭЗГБ. В 1923 году вид Москвы, подготовленный для «этнографической серии», появился на банкноте достоинством 10 000 рублей.
Коллекционеры банкнот могут приобрести банкноты, монеты, ценные бумаги прошлых лет на Ярмарках для коллекционеров "Невские клады", которые проводятся в Санкт-Петербурге 1 раз в месяц по субботам. Ознакомьтесь с расписанием Ярмарок на сайте.
Музей истории денег расположен на территории Петропавловской крепости, в здании Аннинского кавальера Головкина бастиона. Он посвящен истории денежного обращения в России с древнейших времен до наших дней. Основу собрания составили уникальные предметы из коллекции АО «Гознак» и Мюнцкабинета Санкт-Петербургского монетного двора.
Спасибо, что прочитали статью до конца! Оцените её, поделитесь ею в соц.сетях и подпишитесь на наш канал — это поможет его развитию! Следите за обновлениями на нашем канале и почитайте остальные статьи на тему банкнот, монет и других предметов коллекционирования.
Оригинал статьи размещён на нашем сайте - https://kollekcioner-spb.ru/article/etnograficheskaya_seriya_1860_goda_olonetskie_okhotniki_i_odesskie_matrosy_na_proekte_banknot/
Автор статьи - Андрей Альбертович Богданов, руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности Выставочного комплекса АО "Гознак". Иллюстрации предоставлены Выставочным комплексом АО "Гознак".