В нашем Музее есть единственная в стране коллекция акций трамвайных компаний России рубежа 19-20-х веков. Санкт-Петербург был далеко не первым в Империи, где появился трамвай. Скажем больше, к моменту открытия трамвая в Петербурге в 1907 году, он действовал уже в двух десятках городов. Их и «представляют» акции в нашей коллекции. Большинство акций (даже трамваев Ташкента и Тифлиса!) — на французском языке, поскольку главными на трамвайном рынке Европы были бельгийцы. Они же внесли большой капитал для строительства Оранэлы.
Одной из редких акций является ценная бумага «Общества трамвая и освещения Симферополя». Да, в этом городе с 1914 до 1970 года успешно работал трамвай. На экскурсии мы показываем, как была устроена акция или облигация и что значит «стричь купоны» (то есть жить беззаботно, имея гарантированный доход). С обратной стороны можно увидеть те самые купоны, которые владелец акции должен был отрезать 1-2 раза в год и получать по ним доход (если облигация — то фиксированный, если акция — то в зависимости от успешности компании).
Как правило, последние купоны с акций стригли в 1916-1917 годах, затем по причине революции и национализации всех компаний, их стричь перестали и они сохраняются на ценных бумагах. Но вот что интересно. На симферопольской акции отстрижены купоны 1918 и 1919 годов. По всей видимости, это связано с тем, что после оккупации Крыма Германией, и национализированный было трамвай был возвращен Бельгийскому обществу и оно успело выплатить дивиденды за 1918 и, возможно за 1919 год. Затем последовало несколько смен власти в период Гражданской войны, пока Крым не вошел окончательно в состав Советской России.