Найти тему
Музей Оранэлы

Что значит «стричь купоны»?

В нашем Музее есть единственная в стране коллекция акций трамвайных компаний России рубежа 19-20-х веков. Санкт-Петербург был далеко не первым в Империи, где появился трамвай. Скажем больше, к моменту открытия трамвая в Петербурге в 1907 году, он действовал уже в двух десятках городов. Их и «представляют» акции в нашей коллекции. Большинство акций (даже трамваев Ташкента и Тифлиса!) — на французском языке, поскольку главными на трамвайном рынке Европы были бельгийцы. Они же внесли большой капитал для строительства Оранэлы.

Облигация трамвая Симферополя
Облигация трамвая Симферополя

Одной из редких акций является ценная бумага «Общества трамвая и освещения Симферополя». Да, в этом городе с 1914 до 1970 года успешно работал трамвай. На экскурсии мы показываем, как была устроена акция или облигация и что значит «стричь купоны» (то есть жить беззаботно, имея гарантированный доход). С обратной стороны можно увидеть те самые купоны, которые владелец акции должен был отрезать 1-2 раза в год и получать по ним доход (если облигация — то фиксированный, если акция — то в зависимости от успешности компании).

Как правило, последние купоны с акций стригли в 1916-1917 годах, затем по причине революции и национализации всех компаний, их стричь перестали и они сохраняются на ценных бумагах. Но вот что интересно. На симферопольской акции отстрижены купоны 1918 и 1919 годов. По всей видимости, это связано с тем, что после оккупации Крыма Германией, и национализированный было трамвай был возвращен Бельгийскому обществу и оно успело выплатить дивиденды за 1918 и, возможно за 1919 год. Затем последовало несколько смен власти в период Гражданской войны, пока Крым не вошел окончательно в состав Советской России.