Одиннадцатого августа 2019 года в швейцарском городке Вёве завершился первый в этом веке Фестиваль Виноградарей, Fête des Vignerons.
Его многовековая история удивительна, атмосфера на нём ни на что не похожа, а следующий раз попасть на него вряд ли получится раньше, чем через 20 лет. В этом году я там побывал, и очень хочется оставить об этом короткий иллюстрированный рассказ.
Судя по дошедшим до наших дней документам, Братство Виноградарей, Confrerie des Vinerons, существовало на берегах Женевского озера еще в 1618 году. Как и во многих цеховых организациях того времени, членами в нем состояли не только те, кто непосредственно выращивал лозу на красивых склонах Швейцарских Альп, но и различные, как мы бы сейчас их назвали, представители власти и местного менеджмента.
В конце XVIII века в братстве оказалось немало землевладельцев, которые сами растениеводством не занимались, но хотели со своей земли побольше денег, и в их головы пришла передовая по тем временам мысль: полезно не только карать нерадивых (этот процесс был неплохо налажен еще со средних веков), но и поощрять сторонников инноваций. Инновации, понятно, их волновали преимущественно в области виноградарства и виноделия.
До создания экосистемы поддержки стартапов и выращивания талантов оставалось еще пара веков; Калифорния вообще пока была испанской колонией , а на месте Сан-Франциско только что построили первый форт. Пришлось лучшие бизнес-практики и методы поддержки ценных кадров создавать самостоятельно.
Эксперты Братства разработали классификатор профессий, а заодно и систему грейдов и ревью (хотя они как-то сумели обойтись без этих терминов), и в процессе настолько разогнались, что пришли к идее нематериального поощрения. Ни досок почета, ни ачивок они не изобрели, а вместо этого пошли традиционным путем: задумали проводить мероприятия. В театральных постановках, карнавалах, праздничных процессиях и церемониях Европа толк уже знала, так что было решено проводить сначала шествие, а потом театрализованное представление, в финале которого короновать лучших по профессиям.
Поскольку Братство было светской организацией, а времена – уже достаточно вольными (да и место тоже не отличалось обскурантизмом), был одобрен сценарий мероприятия, отталкивающийся от сезонности работ (на это было легко и сетку профессий натянуть). И при этом прокровителями каждого сезона были названы древние языческие божества во главе, что неудивительно, с Бахусом.
Такие края, что тут скажешь. Да и тоннель под Монбланом, обеспечивающей быструю связь с Италией и Ватиканом, тогда еще не пробили.
Дальнейшее было делом техники. В 1797 году в местечке Вёве на берегу Женевского озера построили трибуны на 2000 зрителей, и 9 августа председатель Братства открыл парад, переходящий в шоу и награждение лауреатов. А потом, конечно, в отличную весёлую пьянку.
Все прошло отлично для пилотного запуска, но вот с регулярностью, которая так необходима для хорошего фестиваля, быстро возникли проблемы. Годы были неспокойные: то водуазская революция, то Наполеон со своими масштабными войнами и походами заметно мешали людям спокойно и по-крупному праздновать, чествовать и выпивать. Второй фестиваль состоялся в итоге только через двадцать с лишним лет после первого, снова в августе, но уже 1819 года. Руководил им тот же самый председатель, который проводил первое мероприятие – можно представить, как оно ему хорошо зашло. Снова трибуны на 2000 зрителей, 730 актеров на сцене, и уже два дня вместо одного. Кантон Во как раз недавно присоединился к Швейцарской Конфедерации, так что к чисто сельскохозяйственной тематике добавились мотивы местных традиций и патриотизма.
С незапланированно большим интервалом между фестивалями обошлись по-современному: объявили, что это не баг, а фича. Было решено, что организаторы от Братства будут определять год и дату следующего фестиваля по своему усмотрению, но не будут слишком частить. По одной из неофициальных легенд, договорились, что с лозы, посаженной в год проведения одного фестиваля, должно быть получено хорошее вино к году следующего. А лоза растет не быстро, да и качественному вину требуется созреть.
И традиция живет. За всю историю фестивалей до наших дней интервал между ними колебался от 14 до 28 лет; предыдущий состоялся в 1999. А в 2016 Фестиваль был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Желающие больше почитать про историю Fête des Vignerons приглашаются на сайт, там очень приятный исторический очерк.
С 18 июля по 11 августа 2019 прошёл первый фестиваль XXI века (и двенадцатый по счету). Фестиваль с такой периодичностью лучше не пропускать: мало ли что… Бернар, мой хороший приятель, принимавший в нем участие, очень хорошо сформулировал описание интервала: «Между фестивалями проходит поколение». И неудивительно, что в доме, где одной из семейных реликвий был костюм, в котором выступал отец Бернара на фестивале 1977 года, ребенок с детства знал, что он просто обязан выйти на сцену в 2019. Да, на сцене очень много местных жителей самых разных профессий, а не просто приглашенных артистов. А город полон волонтёрами, которые очень нужны такому мероприятию. За несколько лет преданные фестивалю люди планируют свои отпуска и начинают готовиться.
Город Вёве в эти дни выглядит феерично. Огромная арена на 20 000 зрителей, построенная с нуля на месте городской парковки (а в августе ее быстро полностью разберут), трехэтажные террасы по соседству на сваях над озером для гостей и участников с разнообразной выпивкой и едой, тысячи гостей, участников и волонтёров, потрясающие костюмы, общая шалая атмосфера в городе: на улицах и в любом заведении.
А еще огромные площади выставок разных кантонов, снова с представлениями, нарядами, музыкой, угощениями и иногда даже со стадом коров 🙂Для Швейцарии это событие национального масштаба.
В какой-то момент начинаешь себя ощущать внутри фантастического фильма, где путешествия во времени – давно обыденная реальность. Потому что люди в средневековых костюмах присутствуют в толпе на улицах, в винных погребках и массе забегаловок, на время фестиваля открывающихся везде где только можно. Заметно, что эти персонажи в камзолах просто зашли выпить после работы, ничего особенного. Иногда они ходят с барабанами – и когда такая команда спускается в тесное сводчатое подземелье, можно на некоторое время оглохнуть.
И, конечно, великолепное и разное вино в изобилии. Прикольно, но пьяных нет. Зато есть бесплатные троллейбусы и автобусы по всему побережью вплоть до Монтрё, потому что, конечно, маленький городок не может вместить всех гостей. Электронные щиты на трассе из Женевы за десятки километров начинают предупреждать о схеме проезда к фестивальным парковкам. Я видел, конечно, разные крупные мероприятия – тот же фестиваль молодежи в Сочи – и восхищался работой организаторов. Но тут что-то совсем фантастическое. (Кстати о Сочи: один из авторов этого фестиваля, Daniele Finzi Pasca, готовил церемонию закрытия Олимпиады в Сочи в 2014).
Здесь с традициями отлично уживаются технологии: вся арена – это сплошной единый LCD экран площадью 870 кв.м. А еще есть 2000 прожекторов и 400 колонок, обеспечивающие изумительно чистый звук и впечатляющий сценический свет. А еще костюмы, хореография, музыка, хоры, акробатика, видео….
Фотки не передают ощущения, к сожалению. Но все-таки немного фоточек публикую для тех, кто, возможно, захочет через двадцать лет на следующий фестиваль попасть 🙂 Много разных крупных мероприятий повидал в жизни – но это, кажется, самое сильно впечатление. Возможно потому, что при всей многотысячной масштабности и людности на нем нет оцеплений, ограждений, рамок и пунктов досмотра, толп полиции и спецтехники. И это тоже влияет на восприятие…