Найти тему

Фестиваль раз в поколение

Сцена - LCD экран; участники - местные жители; на трибунах около 20 тысяч гостей
Сцена - LCD экран; участники - местные жители; на трибунах около 20 тысяч гостей

Одиннадцатого августа 2019 года в швейцарском городке Вёве завершился первый в этом веке Фестиваль Виноградарей, Fête des Vignerons.
Его многовековая история удивительна, атмосфера на нём ни на что не похожа, а следующий раз попасть на него вряд ли получится раньше, чем через 20 лет. В этом году я там побывал, и очень хочется оставить об этом короткий иллюстрированный рассказ.

Городские кафе всё время фестиваля выглядят примерно так.
Городские кафе всё время фестиваля выглядят примерно так.

Судя по дошедшим до наших дней документам, Братство Виноградарей, Confrerie des Vinerons, существовало на берегах Женевского озера еще в 1618 году. Как и во многих цеховых организациях того времени, членами в нем состояли не только те, кто непосредственно выращивал лозу на красивых склонах Швейцарских Альп, но и различные, как мы бы сейчас их назвали, представители власти и местного менеджмента.

В конце XVIII века в братстве оказалось немало землевладельцев, которые сами растениеводством не занимались, но хотели со своей земли побольше денег, и в их головы пришла передовая по тем временам мысль: полезно не только карать нерадивых (этот процесс был неплохо налажен еще со средних веков), но и поощрять сторонников инноваций. Инновации, понятно, их волновали преимущественно в области виноградарства и виноделия.

До создания экосистемы поддержки стартапов и выращивания талантов оставалось еще пара веков; Калифорния вообще пока была испанской колонией , а на месте Сан-Франциско только что построили первый форт. Пришлось лучшие бизнес-практики и методы поддержки ценных кадров создавать самостоятельно.

-3

Эксперты Братства разработали классификатор профессий, а заодно и систему грейдов и ревью (хотя они как-то сумели обойтись без этих терминов), и в процессе настолько разогнались, что пришли к идее нематериального поощрения. Ни досок почета, ни ачивок они не изобрели, а вместо этого пошли традиционным путем: задумали проводить мероприятия. В театральных постановках, карнавалах, праздничных процессиях и церемониях Европа толк уже знала, так что было решено проводить сначала шествие, а потом театрализованное представление, в финале которого короновать лучших по профессиям.

Поскольку Братство было светской организацией, а времена – уже достаточно вольными (да и место тоже не отличалось обскурантизмом), был одобрен сценарий мероприятия, отталкивающийся от сезонности работ (на это было легко и сетку профессий натянуть). И при этом прокровителями каждого сезона были названы древние языческие божества во главе, что неудивительно, с Бахусом.

Костюмы в течение шоу очень разные :)
Костюмы в течение шоу очень разные :)

Такие края, что тут скажешь. Да и тоннель под Монбланом, обеспечивающей быструю связь с Италией и Ватиканом, тогда еще не пробили.

Дальнейшее было делом техники. В 1797 году в местечке Вёве на берегу Женевского озера построили трибуны на 2000 зрителей, и 9 августа председатель Братства открыл парад, переходящий в шоу и награждение лауреатов. А потом, конечно, в отличную весёлую пьянку.

-5

Все прошло отлично для пилотного запуска, но вот с регулярностью, которая так необходима для хорошего фестиваля, быстро возникли проблемы. Годы были неспокойные: то водуазская революция, то Наполеон со своими масштабными войнами и походами заметно мешали людям спокойно и по-крупному праздновать, чествовать и выпивать. Второй фестиваль состоялся в итоге только через двадцать с лишним лет после первого, снова в августе, но уже 1819 года. Руководил им тот же самый председатель, который проводил первое мероприятие – можно представить, как оно ему хорошо зашло. Снова трибуны на 2000 зрителей, 730 актеров на сцене, и уже два дня вместо одного. Кантон Во как раз недавно присоединился к Швейцарской Конфедерации, так что к чисто сельскохозяйственной тематике добавились мотивы местных традиций и патриотизма.

С незапланированно большим интервалом между фестивалями обошлись по-современному: объявили, что это не баг, а фича. Было решено, что организаторы от Братства будут определять год и дату следующего фестиваля по своему усмотрению, но не будут слишком частить. По одной из неофициальных легенд, договорились, что с лозы, посаженной в год проведения одного фестиваля, должно быть получено хорошее вино к году следующего. А лоза растет не быстро, да и качественному вину требуется созреть.
И традиция живет. За всю историю фестивалей до наших дней интервал между ними колебался от 14 до 28 лет; предыдущий состоялся в 1999. А в 2016 Фестиваль был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Желающие больше почитать про историю Fête des Vignerons приглашаются на сайт, там
очень приятный исторический очерк.

В городе весь день что-нибудь происходит, и для этой части - в отличие от шоу на арене - не надо никаких билетов.
В городе весь день что-нибудь происходит, и для этой части - в отличие от шоу на арене - не надо никаких билетов.

С 18 июля по 11 августа 2019 прошёл первый фестиваль XXI века (и двенадцатый по счету). Фестиваль с такой периодичностью лучше не пропускать: мало ли что… Бернар, мой хороший приятель, принимавший в нем участие, очень хорошо сформулировал описание интервала: «Между фестивалями проходит поколение». И неудивительно, что в доме, где одной из семейных реликвий был костюм, в котором выступал отец Бернара на фестивале 1977 года, ребенок с детства знал, что он просто обязан выйти на сцену в 2019. Да, на сцене очень много местных жителей самых разных профессий, а не просто приглашенных артистов. А город полон волонтёрами, которые очень нужны такому мероприятию. За несколько лет преданные фестивалю люди планируют свои отпуска и начинают готовиться.

Дождь не помеха проходу барабанщиков.
Дождь не помеха проходу барабанщиков.

Город Вёве в эти дни выглядит феерично. Огромная арена на 20 000 зрителей, построенная с нуля на месте городской парковки (а в августе ее быстро полностью разберут), трехэтажные террасы по соседству на сваях над озером для гостей и участников с разнообразной выпивкой и едой, тысячи гостей, участников и волонтёров, потрясающие костюмы, общая шалая атмосфера в городе: на улицах и в любом заведении.

На заднем плане - стенка временной арены с трибунами на 20 000 зрителей, а перед ней - трехэтажная веранда, где можно вкусно выпить и поесть, не удаляясь от центра. Веранда выстроена на сваях прямо над Женевским озером, на берегу которого всё и происходит.
На заднем плане - стенка временной арены с трибунами на 20 000 зрителей, а перед ней - трехэтажная веранда, где можно вкусно выпить и поесть, не удаляясь от центра. Веранда выстроена на сваях прямо над Женевским озером, на берегу которого всё и происходит.

А еще огромные площади выставок разных кантонов, снова с представлениями, нарядами, музыкой, угощениями и иногда даже со стадом коров 🙂Для Швейцарии это событие национального масштаба.

Это прямо посреди города, и это тоже часть фестиваля.
Это прямо посреди города, и это тоже часть фестиваля.

В какой-то момент начинаешь себя ощущать внутри фантастического фильма, где путешествия во времени – давно обыденная реальность. Потому что люди в средневековых костюмах присутствуют в толпе на улицах, в винных погребках и массе забегаловок, на время фестиваля открывающихся везде где только можно. Заметно, что эти персонажи в камзолах просто зашли выпить после работы, ничего особенного. Иногда они ходят с барабанами – и когда такая команда спускается в тесное сводчатое подземелье, можно на некоторое время оглохнуть.

Барабанщики спускаются в уютный винный погребок.
Барабанщики спускаются в уютный винный погребок.

И, конечно, великолепное и разное вино в изобилии. Прикольно, но пьяных нет. Зато есть бесплатные троллейбусы и автобусы по всему побережью вплоть до Монтрё, потому что, конечно, маленький городок не может вместить всех гостей. Электронные щиты на трассе из Женевы за десятки километров начинают предупреждать о схеме проезда к фестивальным парковкам. Я видел, конечно, разные крупные мероприятия – тот же фестиваль молодежи в Сочи – и восхищался работой организаторов. Но тут что-то совсем фантастическое. (Кстати о Сочи: один из авторов этого фестиваля, Daniele Finzi Pasca, готовил церемонию закрытия Олимпиады в Сочи в 2014).

И ещё один кадр с главного шоу.
И ещё один кадр с главного шоу.

Здесь с традициями отлично уживаются технологии: вся арена – это сплошной единый LCD экран площадью 870 кв.м. А еще есть 2000 прожекторов и 400 колонок, обеспечивающие изумительно чистый звук и впечатляющий сценический свет. А еще костюмы, хореография, музыка, хоры, акробатика, видео….

-12

Фотки не передают ощущения, к сожалению. Но все-таки немного фоточек публикую для тех, кто, возможно, захочет через двадцать лет на следующий фестиваль попасть 🙂 Много разных крупных мероприятий повидал в жизни – но это, кажется, самое сильно впечатление. Возможно потому, что при всей многотысячной масштабности и людности на нем нет оцеплений, ограждений, рамок и пунктов досмотра, толп полиции и спецтехники. И это тоже влияет на восприятие…

Спасибо Бернару, который нас туда вытащил! ;)
Спасибо Бернару, который нас туда вытащил! ;)