Многовековая история виноделия обеспечила ему стабильный потребительский спрос. До того момента, когда маркетологи начали свои войны за "колеблющихся" и "сомневающихся", винная этикетка выполняла исключительно информационные функции - что за вино, какого года, рекомендации хранения и употребления. С начала ХХ виноделы привлекают к работе над этикетками именитых художников, и винная этикетка с этех пор - уже произведение искусства.
Chateau Mouton Rothschild. "Рок-звезда" винных этикеток
Винный дом "Шато Мутон-Ротшильд" поставил производство винных этикетов известными художниками на поток. На сегодняшний момент более 50-и мастеров отметились авторскими этикетками для этого сорта вин. Среди прочих - Василий Кандинский, Люсьен Фрейд, Сальвадор Дали, Энди Уорхолл и даже принц Чарльз.
Пабло Пикассо также согласился написать этикетку для этого вина, но не успел. Репродукция акварели Пикассо украсила этикетку в 1973 году, в год его смерти.
В 1989 году этикетку для "Шато Мутон-Ротшильд" подготовила один из самых дорогих художников современности - Георг Базелиц. На ней он изобразил двух барашков, символов винодельни (Mouton переводится с французского как «барашек»). Кстати, эта этикетка была приурочена к демонтажу берлинской стены. На этикетку также можно найти надпись: Drüben sein jetzt hier — «Там уже здесь».
Владельцы Chateau Mouton Rothschild оплачивают труд художников своим фирменным вином: пятью ящиками урожая того года, для которого художник создает этикетку, и еще пятью ящиками вина любых предыдущих лет, на выбор живописца. В итоге художник получает 120 бутылок изысканного напитка, которое может выпить или продать, получив внушительную сумму денег.
Château Malromé. В память Анри Тулуз-Лотрека
Винная этикетка не всегда выполнена самим художником, часто используются репродукции картин. Впервые они проявились на этикетках вина «Шато Мальроме». Анри де Тулуз-Лотрек рано умер, и в память о сыне мать-графиня, которой принадлежал замок, где выпускалось вино, стала использовать его картины для украшения винных этикеток. Традиция пережила графиню — до сих пор этикетки «Шато Мальроме» украшены репродукциями работ Тулуз-Лотрека.
Рекламный гений Альфонс Муха для Moët & Chandon
Чешский художник вообще не чурался рекламы. Ему принадлежат этикетки самых разнообразных продуктов - от печенья и папиросной бумаги до вин и пива. Муха плодотворно сотрудничал с Moët & Chandon, которые до сих пор используют его работы для оформления винных этикеток.
Работы Альфонса Мухи продолжают вдохновлять виноделов. McGah Family Cellars, американский производитель вин, сделали редизайн этикетки вина «Скарлетт» в стиле работ Альфонса Мухи. Не знаю, насколько получилось похоже, но авторские права, о которых так пекутся американцы, оказались соблюдены.
Грузинскому вину - грузинского художника
Грузинское вино «Пиросмани», изготавливаемое по старинным рецептам, даже названо в честь самого знаменитого грузинского художника - Нико Пиросмани. Неудивительно, что многие этикетки этого вина украшают его картины или их фрагменты.
Вина "Лефкадии" с шедеврами Эрмитажа
Винодельческое хозяйство «Лефкадия» выпустило серию вин «Ликурия. Эрмитажная коллекция». Этикетки бутылок с этими винами украшают репродукции картин Давида Тенирса, Жюля Шере и нескольких других мастеров, чьи работы представлены в музее "Эрмитаж". Проект был призван стимулировать интерес к виноделию как к искусству, к винам России, к шедеврам живописи и культуры.
"Ай Вейвей" - из Китая в Калифорнию
На этикетке вина калифорнийской винодельни «Донум Эстейт», Пино Нуар 2014 года (года Лошади, кстати), можно увидеть работу художника Ай Вейвея - самого известного на сегодняшний момент китайского художника.
«Вино может вдохновить или вызвать безумие; это может и искусство»
Ай Вейвей
Casanuova di Nittardi - кому чужие лавры не дают покоя
Владельцы тосканской винодельни Casanuova di Nittardi, кажется, хотели бы повторить успех Шато Мутон-Ротшильд и также приглашают художников для оформления этикеток. Однако, они не могут похвастать столь же громкими именами (хотя в 2005 году этикетку для «Кьянти Классико Казанова ди Ниттарди» создала Йоко Оно), но этикетки все равно эффектные и прекрасные.