Найти в Дзене
Русский мир.ru

Искусство веера

Первый в России. Третий в мире. Музей, напоминающий шкатулку с драгоценностями. Его экспонаты хрупки и недолговечны, однако возраст некоторых из них насчитывает не одну сотню лет.

Текст: Татьяна Нагорских, фото: Александр Бурый

Речь — о единственном в нашей стране музее, экспозиция которого полностью посвящена веерам. Не как эфемерным аксессуарам костюма, а как подлинным произведениям искусства. Поэтому и название у него соответствующее — музей "Искусство веера".

РОСКОШНЫЙ "ФУТЛЯР" ДЛЯ ВЕЕРОВ

В музейном собрании около 300 вееров, приобретенных на протяжении двадцати лет увлеченным искусством и стариной коллекционером, основателем музея Евгением Анатольевичем Пылаевым. Математик по образованию, собиратель изящного по призванию, он когда-то безоглядно полюбил веера. "Веер — достаточно емкий предмет коллекционирования, он объединяет в себе и живопись, и графику, и многие виды декоративно-прикладного искусства, а еще он часть образа дамы ушедшей эпохи — уникальное сочетание!" — отмечает коллекционер.

Самые ранние экземпляры в музее относятся к XVII веку. Среди бывших владельцев — митрополит Иов, король Фридрих Великий, семейство баронов Ротшильд, российские великие княгини и императрица Мария Федоровна.

Веер-плие "Приношение Авигеи" с росписью Никола Ланкре. 1720-е годы
Веер-плие "Приношение Авигеи" с росписью Никола Ланкре. 1720-е годы

Драгоценные предметы с комфортом разместились в изысканных интерьерах дома в стиле Людовика XVI на Каменноостровском проспекте Санкт-Петербурга. По словам основателя музея, в прошлом веера бытовали в обстановке роскоши королевских дворцов, дворянских усадеб, придворных и великосветских балов, в театрах и концертных залах. Поэтому по замыслу создателей музея "архитектурный декор и интерьерное оформление должны создавать атмосферу, наиболее подходящую для экспонируемых произведений искусства, и соответствовать российскому парадному интерьеру императорской столицы".

Залы музея оформлены по мотивам парадных интерьеров петербургских дворцов
Залы музея оформлены по мотивам парадных интерьеров петербургских дворцов

Залы музея действительно оформлены роскошно. Рисунки паркета воссозданы по оригинальным проектам оформления Царскосельского, Павловского и Гатчинского дворцов. Дверные порталы и двери из сандалового дерева с бронзовым золоченым декором со львами созданы по проекту Винченцо Бренны для Тронного зала дворца в Павловске. Все интерьеры музея создавались современными российскими мастерами в лучших отечественных традициях.

Итальянский веер с античным сюжетом "Корнелия — мать Гракхов". Середина XVIII века
Итальянский веер с античным сюжетом "Корнелия — мать Гракхов". Середина XVIII века

В первом, Палисандровом зале по представленным экспонатам можно проследить обширную географию бытования вееров и практически всю историю веерного искусства: от момента зарождения складного веера в Японии и Китае до рекламных образцов конца ХХ века в Европе и России. Во втором зале, Людовика XIV, как можно догадаться из названия, разместились только французские веера. Начиная с правления "короля-солнце", чей портрет кисти Пьера Миньяра, изобразившего монарха в горделивой позе в алой мантии, встречает посетителей, Франция была законодателем мод не только в костюме, но и в веерном искусстве. Знаменитые французские художники Никола Ланкре, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто не пренебрегали росписью модного аксессуара, создавая настоящие шедевры в миниатюре. Некоторыми из них можно полюбоваться в музее и заодно разобраться со звучащими как музыка, но не совсем понятными французскими терминами "плие", "бризе", "пальметт".

 Детский веер типа "пальметт". Франция
Детский веер типа "пальметт". Франция

ПУТЬ ВЕЕРА

Незнакомые слова не что иное, как наименования типов складных вееров. Таких больше всего в коллекции музея. Название "плие" означает "складка, складчатый". Такой веер собран из остова — нижней части веера, состоящей из пластин, сделанных из твердых материалов — кости, черепахи, перламутра, дерева, и верхней части — экрана — из бумаги, пергамента, ткани, кружева, заложенных складками. Другой тип веера — "бризе", что означает "поломанный, разбитый". На первый взгляд такое название не очень подходит для хрупкого предмета. Но оно оправданно тем, что веер полностью состоит из отдельных пластин (разбит на части), выполненных из твердого материала и соединенных вверху лентой. Разновидность веера-бризе — "пальметт" — полностью соответствует своему названию. Он состоит из твердого остова, к каждой пластине которого прикреплен отдельный экранчик или перо. Есть в коллекции музея необычный экземпляр — веер-кабриолет, представляющий совмещение двух типов: "плие" и "бризе". Такие веера бытовали всего лишь с 1860 по 1862 год и поэтому крайне редки.

 Веер "Сцены придворной жизни". Китай. 1880-е годы
Веер "Сцены придворной жизни". Китай. 1880-е годы

Историю веера — а она насчитывает более 4 тысяч лет — некоторые исследователи начинают со времен Адама и Евы и первого опахала из пальмового листа — этот предмет не только трансформировался внешне, но и менял свое предназначение. Первыми были нескладные опахала или, как их еще называют, веера-экраны, с ручкой и с экраном жесткой формы в виде листа, флажка, круга. В зависимости от периода и страны бытования они спасали от жары, использовались в придворных церемониалах, были показателем статуса и вкуса своего обладателя. Те же функции выполняли затем и складные веера.

Веер "Нахождение Ромула и Рема". Италия. Около 1700 года
Веер "Нахождение Ромула и Рема". Италия. Около 1700 года

Складной веер, изобретенный предположительно в Японии, в IX веке был усовершенствован в Китае. Китайские мастера владели особыми техниками оформления вееров, которые веками хранились в строжайшей тайне. Лаковая роспись, тончайшая резьба по слоновой кости, изысканные шелковые вышивки с изображением цветов, птиц, нарядных женщин, дополненные изящной каллиграфией, поражают воображение до сих пор. Наталья Михайловна Вершинина, главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника "Павловск" и хранитель фонда костюма, которая проводила научное консультирование при создании музея, замечает, что "для отделки экранов вееров китайские мастера в XIX веке применяли не имевшую аналогий в других странах технику аппликации из пластин слоновой кости для изображения человеческих лиц и из кусочков шелковой ткани для костюмов персонажей".

В конце XV века складные веера попали в Испанию, а затем распространились по всей Европе. Самые ранние веера из коллекции музея, конца XVII века, родом из Нидерландов. Их создавали по образцам, привезенным из Китая, но в европейских традициях. Красочные итальянские веера зачастую украшались сюжетами из античной мифологии, как, например, "Триумф Дианы", "Нахождение Ромула и Рема", "Корнелия — мать Гракхов". Английские веера отличались утонченной резьбой оправ. Чтобы детально рассмотреть отдельные элементы, на них в музее направлены увеличивающие стекла.

Веер "История Моисея". Россия. 1740-е годы
Веер "История Моисея". Россия. 1740-е годы

К XVIII веку искусством создания и оформления складных вееров владели многие страны, однако именно во Франции на протяжении последующих веков оно достигло необыкновенного совершенства. Идеи, рождавшиеся в Париже, подхватывали и в России.

ВЕЕР В РОССИИ

В первом оригинальном труде на русском языке по истории веера. "Веер и грация", он определен как "снаряд для навевания на лицо прохлады, состоящий из листа разной отделки, который распускают и которым машут". Такие складные веера вместе с новым европейским платьем широко распространились в России в XVIII веке после реформ Петра I, придя на смену бытовавшим ранее опахалам на ручке.

 Веер-бризе "Пара в русских костюмах". Россия. Начало ХХ века
Веер-бризе "Пара в русских костюмах". Россия. Начало ХХ века

До Петра опахала были редким и ценным подарком. Как пишет автор упомянутого труда, историк искусства Василий Андреевич Верещагин, опахала "частью привозились из Византии, в дар царицам и царевнам, частью же выделывались в "Государевой Мастерской Палате"... бывали богато украшены золотом и каменьями... Опахала царей и царевичей были более скромны".

Из опахал ранних форм в музее хранится рипида — литургический предмет, принадлежавший митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Иову. Датируется этот экспонат концом XVII века. Митрополит был известен просветительской и благотворительной деятельностью, которую высоко ценил царь-реформатор. Рипида резной формы — редчайший сохранившийся образец.

Само название "веер" пришло в русский язык, вероятнее всего, также с Петровскими реформами и напоминает по звучанию голландское слово waaier, обозначающее этот предмет.

Веер "Портреты царственных особ". Станок — Нидерланды. 1740 год. Экран — Австрия. 1782 год
Веер "Портреты царственных особ". Станок — Нидерланды. 1740 год. Экран — Австрия. 1782 год

После Петра наступил период правления женщин на российском престоле, которые уже искусно владели "орудием грациозного кокетства" или, как называл веер французский писатель Фавар, "скипетром безумия, повелевающим смертными". Самые ранние складные веера той поры относятся к царствованию Анны Иоанновны и, как правило, расписаны библейскими сюжетами. Например, в коллекции музея можно увидеть веер "История Моисея" начала 1740-х годов. Русские веера XVIII века являются подлинной редкостью.

Во времена правления Елизаветы Петровны, большой модницы и кокетки, чье легкомысленное изящество и грация так отвечали господствующему стилю рококо и нуждались в соответствующих украшениях, была основана Московская веерная фабрика и налажено собственное производство вееров.

Нередко российские правители изображались на веерах как русской работы, так и иностранных фирм. К примеру, на австрийском веере представлены портреты царственных особ после визита русской делегации графа и графини Северных в Вену в 1781 году. Как известно, под этим псевдонимом путешествовали инкогнито великий князь Павел Петрович и его супруга, великая княгиня Мария Федоровна. Помимо них в центре веера изображена императрица Екатерина Великая, а также австрийский император Иосиф II. Есть в коллекции и знаменательный веер, непосредственно связанный с героями предыдущего. Это веер с изображением сватовства трех дармштадтских принцесс к великому князю Павлу Петровичу.

Веер в русском стиле "Тройка". Россия. 1889 год
Веер в русском стиле "Тройка". Россия. 1889 год

В дальнейшем российские мастера не только следовали европейским образцам, но и создавали оригинальные произведения веерного искусства. В конце XIX века на волне всеобщего увлечения русским стилем был исполнен самобытный по тематике веер "Тройка". Это подписной экземпляр, изготовленный, скорее всего, по особому заказу. Очень часто такие подарки заказывались к свадьбе. Веер-бризе "Пара в русских костюмах" начала ХХ века также образец русского стиля. Оригинальный аксессуар создан с использованием техники выжигания по дереву.

Веер тройного назначения: веер-лупабинокль. 1770-е годы
Веер тройного назначения: веер-лупабинокль. 1770-е годы

"Я ОХЛАЖДАЮ, Я ОСВЕЖАЮ, Я МОГУ ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ..."

Повышенный интерес у публики вызывают веера-обманки, веера с секретом, веера двойного и даже тройного назначения, необычной формы, из редких материалов. Истории известны веера, совмещенные с театральным биноклем, часами или имеющие в крайних пластинах отделения для хранения мелких вещиц. В коллекции санкт-петербургского музея "Искусство веера" также присутствуют поистине удивительные экземпляры, владеющие искусством сохранять тайны.

Например, в экспозиции представлен веер-кокарда "Кавказ", открывающийся на 360 градусов, с встроенным в ручку зеркальцем. Владелица подобного аксессуара могла легко поправить макияж, а заодно незаметно понаблюдать за интересующим ее объектом у себя за спиной.

Популярным аксессуаром в течение всего XIX века был лорнет. Не столько как оптический прибор, сколько как изысканный аксессуар, говорящий о богатстве и вкусе владелицы. Веерное искусство не осталось в стороне. Появились веера с встроенными лорнетами. Один из них представлен в экспозиции музея. Изысканный аксессуар, украшенный аппликациями из кружева в виде порхающих бабочек, позволял даме смело "лорнировать" собеседника, то есть смотреть прямо на него через лорнет.

Другой веер из собрания музея имеет еще более сложную конструкцию. Он относится к типу вееров так называемого тройного назначения. Это одновременно веер, лупа и бинокль. Расположенные в крайних пластинах веера оптические стекла по отдельности можно использовать как лупы. Совмещение двух линз при закрытом веере позволяет приблизить наблюдаемый объект, а это уже функция бинокля.

Веер-кокарда "Кавказ". Италия. 1880-е годы
Веер-кокарда "Кавказ". Италия. 1880-е годы

Веера-обманки, запатентованные знаменитой фирмой "Дювельруа", раскрывают свои секреты только очень внимательному зрителю. Их особенность в том, что роспись на обеих сторонах имеет общий сюжет, однако отдельные детали могут быть неожиданными сюрпризами. К примеру, на одной стороне веера "Свидание в парке" можно увидеть нарядно одетую даму, беседующую с кавалером через ограду парка. А на другой — того же кавалера, беседующего с дамой, но спрятавшего за спиной припасенный в подарок букетик. Такие веера специально расположены в центре зала в прозрачных футлярах, чтобы можно было подробно рассмотреть их со всех сторон.

А вот веер-бризе "Сюрприз" небольшого размера и на первый взгляд ничем не примечателен. Но чтобы разгадать его секрет, веер нужно особым образом раскрыть. Его пластины поворачиваются как по часовой, так и против часовой стрелки, демонстрируя не два, а целых четыре изображения. Вполне возможно, что именно такой веерный механизм послужил прототипом для современных рекламных конструкций.

Веер-лорнет. Начало ХХ века
Веер-лорнет. Начало ХХ века

Случается, что веера скрывают тайны, которые еще только предстоит разгадать исследователям. К примеру, памятный веер-плие "Полет на воздушном шаре" посвящен первому полету на воздушном шаре пионера воздухоплавания Жан-Пьера Франсуа Бланшара. Согласно официальной дате, этот полет состоялся 2 марта 1784 года. Однако на веере указана другая дата — 28 февраля 1784 года. Таким образом, веер представляет собой документальное подтверждение этого события, состоявшегося на три дня раньше. Воздушные шары не только изображали на модных аксессуарах. Через сто лет, в эпоху стиля модерн, они своим видом вдохновили мастеров на создание новой формы вееров — "баллон", что в переводе с французского и означает "воздушный шар".

В последнее десятилетие XIX века в моду вошли веера-миражи для балов с необыкновенным оптическим эффектом. Экраны таких вееров из темного шелкового газа украшали аппликациями из светлого кружева или расписывали светлыми красками, зачастую сюжетами из "птичьей жизни", как, например, на веере "Воробушки". Журнал "Модный курьер" писал о таких новинках, что "так как темный тюль почти незаметен, то накладные украшения на нем кажутся как бы помещенными в воздухе и производят чарующее впечатление".

Веер "Аллегория утра" знаменитой фирмы "Дювельруа". Париж. 1880 год
Веер "Аллегория утра" знаменитой фирмы "Дювельруа". Париж. 1880 год

Довольно необычные чувства вызывает созданный в Бразилии веер-экран "Экзотическая птица". На оклеенном белым пухом веере закреплено чучело светло-желтой миниатюрной птички колибри. На балу дама с подобным аксессуаром, скорее всего, оказывалась в центре внимания и притягивала к себе восторженные взгляды. В то же время в прессе публиковались статьи возмущенных защитников природы, протестующих против массового истребления редких птиц и потакания дамским капризам в угоду моде.

Неизменное удивление посетителей музея вызывают мужские и детские веера. Первые — как правило, "бризе" и более аскетично оформлены, вторые — небольшого размера.

ПОСЛЕДНИЙ ВЗЛЕТ

В XIX веке местом для демонстрации модных новинок были в основном балы. Под лозунгом "Мелочей не бывает!" модницы и модники придирчиво выбирали не только костюмы, но и аксессуары для "выхода в свет". Печатные издания помогали им в этом. "На бал можете надеть только шарф, кружевной или хоть газовый; но ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала, иначе подумают, что вы приехали из Камчатки", — наставляла "Северная пчела" в 1833 году. Журнал "Модный магазин" в 1880 году писал, что "веер... должен быть светлый и гармонировать с платьем. Но мы советуем танцующим не затруднять себя очень ценным веером, чтобы не приходилось жалеть порчи его неловким кавалером, если случится забыть его или оставить на стуле".

Сувенирный веер "Галери Лафайет". Франция. 1926 год
Сувенирный веер "Галери Лафайет". Франция. 1926 год

Изящные безделицы должны были украшать, привлекать внимание, а еще и развлекать. И если на Востоке веера были церемониальным и статусным предметом, то, покорив европейские страны, они стали эффектным дополнением костюма, орудием флирта и кокетства. Традиционно принято считать, что именно испанцы — а вероятнее, испанки — не только первыми познакомились с диковинной новинкой, но и изобрели позднее тот самый "язык сентиментальных чувств", беззвучный, но так много говорящий тому, кто понимает, язык веера. Позднее до совершенства его довели истинные модницы — парижанки.

Кружевной веер-плие. 1860–1870-е годы
Кружевной веер-плие. 1860–1870-е годы

В России образный язык веера называли "маханием", а "махаться" означало кокетничать. Журнал "Смесь", описывая роль веера в жизни светских дам, отмечал, что они умеют опахалом в зависимости от его положения и жеста руки изображать различные страсти — ревность, любовь, могут назначить свидание и выразить презрение. Язык веера должны были понимать и кавалеры.

Однако Евгений Пылаев считает, что "язык веера — это, скорее, красивая легенда. В каждом модном салоне существовал свой символический код общения людей обоего пола при помощи жестов и поз с использованием веера, единого, общепринятого для всех не было. Поэтому язык веера надо рассматривать, скорее, как некую "поэзию души". От себя добавлю, что, вероятнее всего, это и объясняет противоречивость, а порой и полную противоположность значений веерных жестов в литературе.

В начале XX века, в эпоху господства чарующего стиля модерн, веера пережили свой последний взлет, превратившись в подлинные произведения искусства. Они добавляли еще один "волнующий" штрих в образ Прекрасной дамы. На одном из великолепных экземпляров в лучших традициях стиля нарисован опоэтизированный идеал эпохи — томная рыжеволосая красавица, окруженная амурами, символизирующая "Аллегорию утра". Подобные роскошно выполненные веера создавали мастера знаменитых французских фирм "Дювельруа", "Александер", "Фокон", задававших тон в веерной моде.

Наряду с не всем доступными образчиками высокого искусства массово распространились и простые бумажные веера с цветной печатью, зачастую рекламного и сувенирного характера. Крупные универмаги и Дома моды, рестораны и железнодорожные компании дарили их на память своим клиентам. Веера пропитывали духами, на них печатали ресторанное меню, изображали модные курорты и новинки моды. Но и такие веера были не лишены изящества. В коллекции музея есть веер формы "баллон" с рекламой модного парижского универсального магазина "Галери Лафайет" 20-х годов. Немой свидетель эпохи "Великого Гэтсби" спустя сто лет демонстрирует идеал женской красоты стиля ар-деко — юную изящную девушку "ля гарсон", то есть "как мальчик", с короткой геометричной стрижкой. Ему вторит веер-бризе "Курильщица" с изображением кокетки времен НЭПа.

Незадолго до этого времени, в 1915 году, поэт Николай Вильде с грустью написал: "Мне жаль уже минувшей моды воздушных женских опахал, когда театр в былые годы под ветром крыльев трепетал. Когда как бабочки ночные, в сиянье тысячи огней, мелькали крылья кружевные у жарких щек и у плечей. Когда скрывали женщин взоры живой узорчатой стеной, и складок легкие затворы язык имели тайный свой..."

Сегодня веер редко встретишь как "продолженье изящной женской ручки". Он снова — просто "снаряд для навевания прохлады". Но, как произведениям искусства, веерам прошлого посчастливилось стать предметом серьезного коллекционирования. Для основателя музея в собирании вееров интереснее всего найти "изюминку в простоте". "Шикарные веера любят все, а вот с простыми сложнее. Но и простота бывает изысканна", — замечает Евгений Пылаев. К примеру, веер с юмористическим сюжетом "Мыши-музыканты" исполнен очень аскетично, но по-своему интересно. Он относится к веерам, выполненным во второй половине XIX века для широкой публики. Во времена отсутствия вентиляторов и кондиционеров прохлады хотелось всем.

Вот уже шестой год первый в России музей вееров задает мажорный тон публичному экспонированию своей коллекции. В ближайшие год-два планируется открытие Особой кладовой, где будут экспонироваться веера-легенды. Возможно, мемориальные, то есть принадлежавшие известным историческим личностям, или памятные, связанные с какими-либо историческими датами.

Появление в нашей стране подобных частных музеев антикварных коллекций, доступных для широкой публики, говорит о возрождении частного коллекционирования в лучших традициях прошлого.