Была у меня в детстве любимая книжка. Не та, что из приключений – не Буссенар, не Стивенсон, не Дюма, – а просто… из жизни советских подростков. Но до того она живо написана, что я всю жизнь её перечитываю – и получаю неизменное удовольствие. Речь идёт о вышедшей в 1974 году повести Юрия Томина «Витька Мураш – победитель всех».
Вопрос: почему? что в ней особенного? Ответ: совершенно ничего особенного! Но это как раз то НИЧЕГО (совершенное!), которое есть ВСЁ! Пустота нирваны, достижение высшего равновесия. Иными словами: основополагающие принципы духовной вселенной.
И это в детской книге о семиклассниках?!
Да, но чтобы это увидеть, нужно не по верхам ходить, а устремлять взор к истокам-первоначалам. Как то сделала когда-то супруга царя Нанды прелестная Яшода: «И в зеве младенца государыня явственно увидала всю Вселенную с небесной твердью, поднебесьем и просторами земными. В небе том сияли звезды и светила, солнце ярко освещало воздушные пределы и всю огромную землю с горами, долами, лесами и морями».
Директор школы Иван Сергеевич – одно из главных действующих лиц повести – конечно, не Кришна… но, как говорится, не боги горшки обжигают. В краткой его характеристике, в нескольких фразах – та же Вселенная:
«Дома у директора мне понравилось, потому что там было пусто.
У нас, пока вокруг стола обойдешь, сто раз зацепишься: то за тумбочку с зеркалом, то за горку с чашками и бокалами, то за телевизор или приемник, то за стулья.
У директора были только лавка, два стула, стол, кровать – все еще, наверное, от старого хозяина осталось. Новые были только полки с книгами – во всю стену, как в библиотеке. А на других стенах висели карты и фотографии. На всех фотографиях была снята одна женщина, но по-разному: и просто так, и верхом на коне, и около вертолета, и возле костра с чашкой и ложкой в руках».
Умением алхимика отсекается всё ненужное, и что остаётся? Только то, что не мешает, не засоряет количеством и искажениями. Открытое пространство: внешнее – карты, и внутреннее – книги. И муза…
Да, как же без неё! Эрос как главный жизненный импульс, принцип пола, взаимодействие инь-ян. Является она и главному герою-нарратору:
«…Она стоит себе и меня разглядывает – меня почему-то одного, а на Кольку не смотрит. А я на нее смотрю и чувствую, будто у меня внутри холодок какой-то. Прическа у нее вроде как у Женьки Спиридонова, только у нее получается не лохмотья а нормально. Прическа мне тоже до лампочки. Мне вообще все равно, кто как одевается. А уставился я на нее потому, что на ней был пояс. Широкий кожаный пояс с двумя рядами дырочек и заклепками. О таком поясе я мечтаю уже сто лет, еще с прошлого года. Мне этот пояс для ножа нужен – для рыбацкого ножа в ножнах, который я нашел около причала».
Всё пребывает в скрытом, латентном состоянии – а как же иначе, если речь идёт о семиклассниках?! В то же время это не что иное как эротическая инициация – вроде бы её ещё нет – но всё уже предполагается. То, что за поясом. Оно скрыто, но оно есть. И оно представляет собой высшую реальность. Пока – в потенциале. Однако и кинетика (в смысле кинетическая энергия) уже здесь!
«Я дал полный газ, и мы понеслись. Лодка скользила по самому верху, нос поднялся над водой, и брызги разлетались где-то уже от самой середины; они падали далеко за кормой, там, где расходились усы пены. Мне казалось, что мы летим. Мне хотелось смеяться, но я сжал губы и внимательно смотрел вперед».