Каждому бизнесу нужен бизнес-план. Нет никаких исключений. Бизнес-план служит документом, в котором описывается, что это за бизнес, какие продукты или услуги он предлагает, как владельцы бизнеса ожидают увеличение успеха в краткосрочной и долгосрочной перспективе и т.д. Это также удобное руководство, в котором изложены ваши основные цели, достижения и подробности о вашей компании – все в одном удобном для понимания месте.
Вы должны знать, что не все бизнес-планы одинаковы. Некоторые требуют больше деталей. Другим достаточно самой короткой (но самой необходимой) информации. Длина и детали вашего бизнес-плана полностью зависит от вас. Вы можете даже в конечном итоге убрать или добавить часть информации к тому времени, когда вы напишите свой план.
Вот ряд элементов, которые вы должны включить в свой бизнес-план, независимо от вашей отрасли, типа бизнеса и местоположения:
1. Резюме.
2. Обзор бизнеса (миссия).
3. Маркетинговый план.
4. Финансовые показатели.
5. Операции.
Другие вещи, которые вы можете добавить:
1. SWOT-анализ.
2. PESTLE-анализ.
3. Маркетинговые стратегии.
4. Информация о сотрудниках.
5. Стратегия выхода из бизнеса.
6. Сроки реализации.
1. Резюме.
Этот раздел часто помещается в начале плана, но он также может идти в конце.
В большинстве случаев резюме должно составлять от одной до двух страниц, потому что этот раздел служит обзором внутренней и внешней работы вашей компании.
То есть то, что вы захотите включить, - это объяснение того, чем является ваша компания, кому она служит, важнейшие цели, конкурентные преимущества и финансовые ожидания.
Имейте в виду, что это общий обзор. Это означает, что вы подробно расскажете о каждом из приведенных выше объяснений в плане. Вместо того чтобы включать каждый кусочек информации, суммируйте каждый пункт в этом разделе.
А поскольку резюме часто является первой частью бизнес-плана, вам следует посвятить значительное количество времени написанию этого раздела. Это введение в вашу компанию. Если вы собираетесь отправить этот план инвесторам или деловым партнерам и хотите произвести отличное первое впечатление, то стоит потратить время на усовершенствование этого раздела.
2. Обзор бизнеса (и формулировка миссии).
Обзор бизнеса служит для объяснения истории, развития и будущего вашего бизнеса. Например, когда и как был основан ваш бизнес? Почему вы решили его создать? Какова основная цель (или формулировка миссии) компании?
В конце концов, любой читатель должен иметь полное представление о вашей компании и почему она существует сегодня. Вы также можете включить любую забавную информацию, например, награды, которые компания получила. Или, если это было показано где-либо значимым для вашей отрасли.
3. Маркетинговый план.
Наличие вашего маркетингового плана также поможет вам ответить на ряд вопросов в бизнес-плане:
• Кто ваш целевой рынок.
• Какое ваше уникальное торговое предложение.
• Какие товары и услуги вы предлагаете.
• Текущие и будущие маркетинговые стратегии (цифровые, партизанские и традиционные методы, если применимо).
Помимо этой информации, вы также должны включить расходы на услуги и товары, а также расходы на развертывание маркетинговых стратегий.
Вы всегда должны включать раздел маркетинга в свой бизнес-план. Без маркетинга вы не сможете привлечь новых клиентов. Вы также будете ограничивать свои шансы на продажу и закрытие продаж. Вы не можете иметь прибыльный бизнес в наши дни без маркетинга.
4. Финансовые показатели.
Этот раздел является наиболее важной частью вашего бизнес-плана. Большая часть (80-90%) вашего времени должна быть посвящена рассмотрению текущих и прогнозируемых финансовых показателей вашего бизнеса. Информация, которая должна быть включена:
• Ежемесячные, квартальные и годовые отчеты о движении денежных средств.
• Расходы (по месяцам, кварталам и годам).
• Затраты на продукты, сотрудников и производство.
• Прочие инвестиции и капитал.
• Акции и облигации (если применимо).
Вам нужны конкретные заявления: отчеты о доходах, счета и официальная документация, когда это применимо. В каждом подразделе напишите пару предложений, объясняющих, что это такое. Также подробно опишите причины будущих расходов и прогнозы доходов. Чем детальнее вы будете в разделе финансов, тем лучше.
5. Операции.
Эта часть анализа связана с прибыльностью и эксплуатационными расходами. Вы должны подробно описать, что это за операции. Если вы представляете продукт или услугу для ограниченного количества людей, этот раздел будет коротким.