Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Фишман" из к/ф "Край" против которого никому не потянуть или это не так?

Оглавление
"Херово встречаете, сволота". Сергей Гармаш в роли майора в кинофильме Алексея Учителя "Край"
"Херово встречаете, сволота". Сергей Гармаш в роли майора в кинофильме Алексея Учителя "Край"

Многие из вас кто регулярно читает мой канал или просто интересуется железнодорожной тематикой вероятно успели уже, а может даже и не один раз посмотреть, вышедший на экран ещё осенью 2010г., художественный фильм Алексея Учителя "Край". Видел в комментариях под предыдущими своими публикациями, что народ активно вспоминал этот очень неплохой на мой взгляд фильм. Паровозы в фильме "Край" такие же главные герои картины, как и актёры играющие свои роли. И поэтому здесь нам с вами есть о чём поговорить.

Вот "Фишман" приедет будет вам!

"Ордена машинисту верни"
"Ордена машинисту верни"

"Фишман", которым всех так пугает местный глава поселения Колыванов, появляется почти в самом финале кинокартины "Край".

"Фишман" прибыл в посёлок Край
"Фишман" прибыл в посёлок Край

Только как выясняется далее по ходу развития событий в картине, "Фишман" это вовсе не майор НКВД как все предполагали, роль которого в фильме так удачно сыграл Сергей Гармаш, а огромный товарный паровоз.

"Фишман. Да какой я тебе Фишман. Это вот он - Фишман!"
"Фишман. Да какой я тебе Фишман. Это вот он - Фишман!"

Причем до этого момента даже мне, профессиональному локомотивщику, неизвестный, под серией ФШ-М указанной на будке паровоза. Никогда ранее о такой и слышать даже не приходилось.

-5

Серго Орджоникидзе СО18-2018 в роли "Фишмана"

Существует множество серий отечественных паровозов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, С, Су, Л, ЛВ, ИС, П36, СО , ФД, Э, ТЭ, Ов, Х, Ч, Щ, Ъ, Я. Все буквы из русского алфавита. Но никакой серии паровозов ФШ-М на самом деле и не существует. Это все лишь навсего выдумка режиссёра, его желание показать в кинокартине действительно мощный и большой паровоз, навевающий страх и ужас. Его роль сыграл тяжелый товарный паровоз серии СО18 (Серго Орджоникидзе). Вот он в гостях на моей родной Бологое-Полоцкой дороге на станции Осташков заправляется водой из гидроколонки. Теперь узнаёте без грима?

Паровоз серии СО18-2018 на станции Осташков. Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии СО18-2018 на станции Осташков. Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Октябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Лучше для этих целей на съемках подошёл бы конечно другой тяжелый и харизматичный товарный паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский) 1931г. постройки, даже первую букву "Фишмана" в названии серии не пришлось бы переделывать на будке паровоза сценаристам. Но к сожалению в России не сохранилось ни одного действующего паровоза этой серии на момент выпуска фильма. Знаю, что в музее на Рижском вокзале в Москве можно увидеть сегодня в составе экспозиции одну из этих интересных машин ФД21- 3125.

СО18 - советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0. Фото: Алексей Алексеев
СО18 - советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0. Фото: Алексей Алексеев

Итак паровоз серии СО 1934 года постройки. При его проектировании взяли все лучшее что было от паровоза Эм, увеличили его сердце - котёл. Установили бегунковую тележку упомянутого мной ФД и получили новый паровоз. Скорость и вес поезда, ведомого паровозом СО, увеличились на 30% в сравнении с паровозом серии Эм.

Паровозные гонки: "Фишман" против "Густава"

По сюжету, в финале кинокартины, завязывается паровозная гонка между майором НКВД (Сергей Гармаш) и машинистом Игнатом (его сыграл в фильме Владимир Машков) на паровозах разных серий и по сути даже разных эпох. Майору в фильме достался тяжелый магистральный товарный паровоз СО18 мощностью при расчетной силе тяги в 1400 л.с. и конструкционной скоростью 75 км/ч, а Игнат оказался за регулятором паровоза родом из дореволюционной России серии Ов (знаменитая "овечка") мощностью в 600 л.с. с конструкционной скоростью всего 50-55 км/ч.

Могла ли дореволюционная "овечка" 1905г. потягаться на равных с таким достижением советской индустриализации как магистральный товарный паровоз серии СО18, более чем в два раза по мощности превосходивший её. Или это вновь выдуманный режиссёром момент да и только?

Паровозные гонки в кинофильме "Край"
Паровозные гонки в кинофильме "Край"

"Против Фишмана ему не потянуть"

Так громко заявлял из будки своего паровоза Сергей Гармаш в роли майора НКВД. По фильму машинист Игнат ранее модернизировал свою "овечку", сделав для неё обтекатель из листового железа, старательно украденного ночью с крыши дома председателя посёлка Колыванова. Трудно сказать даёт ли этот апгрейд что-то на самом деле на таких достаточно мощных паровых машинах при скоростях до 100 км/ч. Разогнавшись по относительно гладкой поверхности катания рельс, эти исполины массой в несколько десятков тонн обладают большой силой кинетической энергии, позволяющей итак без труда преодолевать сопротивление воздушного потока на данных скоростях. Раз уж упомянули об этом, то отметим все же как некий плюс для "овечки".

К тому же паровоз серии Ов значительно легче чем СО всего 53,2 тонны против 97 тонн у последнего. Разогнать её при таком массе будет гораздо легче.

"А Густав твой хоть и красным стал, против "Фишмана" ему не потянуть, никому не потянуть! Я в железе толк знаю. Батя сорок лет паровозы гонял."
"А Густав твой хоть и красным стал, против "Фишмана" ему не потянуть, никому не потянуть! Я в железе толк знаю. Батя сорок лет паровозы гонял."

Теперь поговорим про "Фишмана". Площадь колосниковой решетки спроектированного котла СО локомотива составляет 6 кв. м., что сравнимо с площадью кухни в хрущевке! Давление пара в котле 14 кгс/см2. (у паровоза серии Ов 12 кгс/см2). Раскочегарить этого монстра было непросто. Далеко не все машины серии СО оснащались стокером (механическим углеподатчиком). Такие паровозы серии СО имели в индексе ещё одну букву на конце СОм, что оначало оборудованные механическим углеподатчиком. К тому же майор остался на паровозе один. Машинист Саркисян отказался с ним ехать в обратный путь, после того как тот застрелил из пистолета девушку Софью. А паровозная бригада должна состоять как мы знаем из трёх человек: машинист, его помощник и кочегар.

Управлять такой махиной как паровоз СО "в одно лицо" слишком тяжело, тем более не профессионалу
Управлять такой махиной как паровоз СО "в одно лицо" слишком тяжело, тем более не профессионалу

На дореволюционной "овечке" вполне можно было работать и вдвоём машинисту и помощнику. Площадь колосниковой решётки менее 2 кв. м, это в 3 раза меньше чем у СО. Быстро закидать её топливом и поднять предельное давление пара гораздо проще. Поэтому Игнат, будучи опытным профессиональным машинистом, вполне я допускаю мог и в одиночку справится с этой задачей. Что он собственно и сделал в фильме. Паровозные гонки одна из самых интересных сцен в этом фильме, собственно они то больше всего и призваны заинтересовать зрителя.

Машинист Игнат "регулятор упёр в пятку, а реверс — на площадку", как говорили паровозники, чтобы достичь максимальной скорости. Началась сильная тряска на паровозе, стрелка манометра давления пара в котле пошла за допустимую отметку.

-11

Стрелка скоростемера неохотно, но все же перешагнула предельный порог конструктивной скорости "овечки" в 50-55 км/ч и достигла невиданных 75 км/ч. Этот момент в фильме ставится конечно же под большое сомнение.

Стрелка скоростемера на "овечке" достигла запредельной для этого паровоза скорости в 75 км/ч
Стрелка скоростемера на "овечке" достигла запредельной для этого паровоза скорости в 75 км/ч

В итоге Игнату удаётся обогнать паровоз чекиста, следуя по неправильному (встречному) пути и «подрезать» его на стрелке, в том месте где сходятся два параллельных ж.д. пути. Происходит жесткое столкновение локомотивов. Когда густые облака пара рассеиваются, выбравшийся из будки «Густава» (паровоза Ов) Игнат показывает ему снятый со своего паровоза скоростемер, застывший на рекордной отметке в 75 км/ч, а затем бьёт удивленного майора НКВД скоростемером прямо по голове.

"А ты говорил и пятьдесят не сделает. Семьдесят пять ровно - рекорд!"
"А ты говорил и пятьдесят не сделает. Семьдесят пять ровно - рекорд!"

Говоря о паровозах, нельзя не сказать о роли и значении машиниста в эру паровозостроения. Несмотря на тяжелые условия работы и невозможности рассчитать рациональные режимы ведения поезда, профессия машиниста имела свой престиж. В отличии от тепловозов с электровозами, здесь скорость и качество поездки зависели от многих составляющих: температуры и давления пара, положения регулятора и реверса, уровня воды в котле, качества забрасываемого в шуровку угля и много другого. Из-за этого в былые времена и ценился практический опыт машиниста, благодаря которому и удавалось осуществлять вождение тяжеловесных грузовых поездов и скорых пассажирских с более высокими скоростями. С уходом паровозов престиж профессии и авторитет машиниста локомотива очень сильно упал.

Паровоз серии СО18 на Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., перегон Великие Луки-Назимово, 297 км. Фото: Дмитрий Соболев
Паровоз серии СО18 на Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., перегон Великие Луки-Назимово, 297 км. Фото: Дмитрий Соболев

Поэтому я вполне допускаю, что опытный машинист Игнат в фильме "Край" в забеге на короткой дистанции, действительно мог при определенных условиях обогнать более мощного "Фишмана", мастерски разогнав значительно быстрее майора свою дореволюционную "овечку".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК