Найти тему

О шансах в искусстве.

Привет всем!!! :-))) В Москве уже много отличных пешеходных улиц. После Чемпионата мира по футболу 2018 года особенно сильно расцвела Никольская. Но королем пешеходных улиц долгое время считался и считается Старый Арбат, на котором я когда-то училась. Негласным символом Старого Арбата для меня является картина «Поющий дворецкий» (англ. «The Singing Butler»). На протяжении всей улицы ее можно встретить несколько раз в исполнениях разных художников и в разных техниках.

К слову сказать, эта картина современного шотландского художника-самоучки Джека Веттриано (англ. Jack Vettriano) была продана в апреле 2004 года за 744500 фунтов стерлингов. В свое время путь молодому шотландцу Джеку Хоггану (творч. псевдоним Веттриано) дали кураторы одного из главных музеев – Королевской Шотландской Академии (англ. Royal Scottish Academy), позволившие выставить несколько полотен художника на ежегодной выставке.

Не так давно я была открытой лекции Ирины Антоновой – академика Российской академии художеств, единственного в мире человека, простоявшей у руля громадного национального музея — ГМИИ им. А.С. Пушкина – больше полувека.

В конце лекции один из зрителей задал ей вопрос – «Кого из современных художников второй половины XX – начала XXI века она выделяет?». Она ответила категорично: «Никого».

Углубимся в историю. Купцы-меценаты братья Сергей и Павел Третьяковы давали шанс прославиться своим современникам – на тот момент не сильно известным художникам Алексею Саврасову, Василию Перову, Константину Флавицкому и другим. Меценат Савва Мамонтов, дал путь своим современникам Виктору Васнецову, Илье Репину, Валентину Серову, Михаилу Врубелю и другим. Купцы-меценаты Иван Морозов и Сергей Щукин собрали коллекции импрессионистов (Пьера Ренуара, Клода Моне Винсента Ван Гога) и на тот момент мало известных современников – Анри Матисса, Пабло Пикассо и других, которые ныне украшают залы Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Благодаря Третьяковым, Мамонтову, Морозову и Щукину и другим ценителям искусства, картинами множества талантливых художников могут наслаждаться поколения потомков.

Природа постоянно дарит миру талантливых людей. Глупость думать, что когда-то рождались гении, а в современном мире их абсолютно нет. Они были и есть, просто пробиться и найти поклонников своего творчества очень сложно. На пути молодого талантливого художника (скульптора), любого создателя и творца должен попасть либо ценящий прекрасное меценат, либо правильно мыслящий куратор музея (как в случае с Джеком Веттриано) и дать шанс.

За более полувека царствования Ирина Антонова не выделила никого из сверстников, не дала никому шанс. Хотя ей в свое время дали шанс и открыли парадную дверь в искусство еще до окончания обучения в институте философии и литературы.

Фрагмент лекции Ирины Антоновой.
Фрагмент лекции Ирины Антоновой.

Зато Ирина Антонова очень много говорит про картину «Джоконда» (Мона Лиза) Леонардо да Винчи, которая стараниями французского Лувра в представлении не нуждается (что для этого сделал Лувр можно прочитать в статье здесь – https://irinairbis.livejournal.com/10478.html

Будь Джек Веттриано в России, вряд ли у него был бы шанс прославиться с помощью кураторов музея. И вполне возможно у Старого Арбата был бы совсем другой художественный символ.