Почему детский сериал "Гостья из будущего" (1984) привлек такое внимание? Как объяснить огромный интерес к нему у советских детей и подростков? Давайте попробуем выделить основные аспекты "Гостьи" и расположим их в порядке значимости. Получится такая система приоритетов. Вот мой личный вариант (на основе воспоминаний о своих детских впечатлениях).
1. Образ Алисы и музыка Крылатова - два неразрывно неразрывно связанных элемента фильма. Их ведь всегда почти синхронизировали. При просмотре возникало чувство симпатии, запоминался образ Алисы: приятное лицо и голос.
- Я не очень способная, я знаю всего восемь языков.
Это номер один по методу исключения. Ведь если убрать Алису Селезневу, какое впечатление останется от прочих достоинств? Оно очень поблекнет. Так что она действительно номер один.
2. Номер два - дверь в стене, за которой машина времени. Режиссер и сценаристы здорово придумали, что комната абсолютно белая. Это шокирует. Только подумать: скрытая дверь в обычной, вроде бы, стене! Дверь, комната и машина времени будоражат воображение ещё больше, чем Институт времени. Потому что они очень выбиваются из рамок обыденного мира.
- Отсюда следует вывод — если вы нашли в подвале машину времени, никогда не включайте её без разрешения взрослых...
И конечно, в детские годы поражала сцена перехода в будущее - с музыкой и спецэффектами того времени.
3. Номер 3 - будущее с транспортом (особенно летающие флипы), космические перспективы. И оригинальная эстетика - минимализм ("автобус"-телепортатор прямо на лоне природы).
4. Институт Времени и робот Вертер. Уютно у них там, целая серия посвящена Институту, поэтому есть возможность как следует "вжиться". В детские годы эти загадочные коридоры даже иногда снились.
Вертер - робот-герой, не сбежал от пиратов, задерживал их, пока были силы. Хотя Весельчак У и предлагал уйти по-хорошему (в отличие от Терминатора).
- Уйди с дороги, консервная банка!
- Так меня еще никто не оскорблял.
5. Космические пираты - они и пугали, и притягивали внимание. Они показаны почти абсолютными злодеями. Кстати, не надо забывать, что они ещё и оборотни. Эта способность превращаться в кого угодно - ещё страшнее бластеров. Ведь кто угодно может оказаться двойником. Правда, в образе пиратов есть нюансы, им не чужды человеческие слабости.
— А ты кефир… местный… пробовал?.. Была б моя воля — взял бы с собой бутылку… две!.. ящик!
Вот такие эстетико-фантастические элементы я выделяю в порядке приоритетной очередности. Все вместе они захватывали детское восприятие, позволяя увлеченно погрузиться в особый мир. Причем - в мир с претензией на реалистичность, мир возможного будущего. Благодаря этому вселенная "Гостьи из будущего", несомненно, сыграла большую роль (и воспитательную, и психологическую) в развитии сознания советских детей.
Если вам тоже интересна данная тема, напишите в комментариях, какие элементы "Гостьи из будущего" считаете самыми важными (в порядке убывания)?
Кстати, можно рассуждать по методу исключения. Попытайтесь представить свои впечатления без каких-либо этих составляющих. Например, без Алисы, но со всеми прочими деталями, как бы вы восприняли фильм в то время? Представим: все то же самое, но Алисы нет. Смотреть все равно было бы интересно (приключения ведь, плюс фантастика), но все-таки фильм выглядел бы более заурядным, рядовым.
Или - если бы не было робота Вертера (а это весьма важный, глубоко продуманный персонаж). Или - если бы мир будущего показали бы не подробно, а очень кратко, вскользь. Всё вместе - элементы единой структуры фильма, однако разные зрители выделяют их в разном порядке значимости.