Найти тему
История Тут

Битва за Веру Православную. Выстоявшие и проигравшие

Эта статья написана читательницей нашего канала "История Тут": реальная история одной семьи.

С первых дней жизни молодая Советская Республика отвергала идею сотрудничества государства с РПЦ.

Художник Москвитин Филипп Александрович. Арест патриарха Тихона
Художник Москвитин Филипп Александрович. Арест патриарха Тихона

Из года в год Церковь испытывала на себе неослабевающее давление и угрозы. Физическое уничтожение священнослужителей началось с «красного террора», когда священников убивали для устрашения населения, либо брали в заложники, для оказания давления на несогласных.

Число убитых и подвергшихся разного рода репрессиям священнослужителей в период с 1917 по 1921 годы доходит до 5000 человек. С 1921 по 1937 годы число пострадавших за Веру достигло по возрастающей 260000 человек.

Художник Иван Алексеевич Владимиров. 1922. Конвоирование арестованных священников (сцена на Невском проспекте)
Художник Иван Алексеевич Владимиров. 1922. Конвоирование арестованных священников (сцена на Невском проспекте)

За сухими цифрами стоят страх, боль и унижения многих православных семей, в том числе и моей.
Мой прадед был родом из Волынской губернии Украины. Он обладал красивым выразительным голосом и до 1912 года служил чтецом в Белогородской церкви, Шепетовской епархии. С малых лет в церковном хоре пели и его дети.
Диакон этой церкви подал прошение на замещение вакансии священника в Томскую епархию и позвал моего прадеда с собой. Так мой прадед с женой, тремя сыновьями и дочкой, моей бабушкой, оказался в Сибири. В 1913 году он был рукоположен псаломщиком в Казанскую церковь в селе Чердатском, Мариинского уезда, Томской губернии.

В те времена села в Сибири были очень богатыми. Крестьяне держали скот и птицу, возделывали огороды, сеяли зерновые. Щедрыми были тайга, озера и реки.

Малиновый звон.
Малиновый звон.

Основная деятельность церкви – это содержание прихода, проведение служб и обрядов, воспитание и образование детворы, просветительская работа. Кроме этого, сельские священнослужители также вели дома, имели хозяйство, работали в поле, заготовляли грибы, ягоды, лечебные травы, орех, коптили и вялили рыбу. Жили хорошо те, кто много работал.

Революцию встретили ровно. Сибиряки люди спокойные и бузить просто так не будут. Большевики обещали дать власть Советам, то есть представители от каждого сословия будут решать все важные для страны вопросы и издавать законы не во вред простому люду. Но большевики быстро узурпировали власть, и с 1919 по 1921 годы по сибирским губерниям вспыхивали многочисленные мятежи и восстания.

Это было так называемое движение «зеленые». На эту тему есть две статьи:


Люди объединялись в отряды от двух до пяти тысяч человек и оказывали сопротивление политике «военного коммунизма», выражая недовольство Советской властью, как носительнице этой политики. Общее число мятежников в Сибири в указанный период насчитывало от 27 до 35 тысяч человек. Вооружившись, люди уходили в леса, к ним присоединялись раздробленные отряды белогвардейцев.

Изъятие церковных ценностей в 1922. Декрет об изъятии церковных ценностей был издан 22 февраля 1921 года. Фото из архива.
Изъятие церковных ценностей в 1922. Декрет об изъятии церковных ценностей был издан 22 февраля 1921 года. Фото из архива.

Для подавления мятежей по всем губерниям были сформированы чрезвычайные отряды милиции (ЧОМ), которые выявляли активистов протестного движения, оказывали давление на членов их семей. Деревни и села переходили из рук в руки не по одному разу. Бескрайняя тайга надежно скрывала и тех и других.

На Пасху 1919 года православные понесли в церковь святить хлеба, куличи, яйца, другую снедь и часть оставляли в храме. Еды скопилось много. Селяне и батюшка знали, что в тайге, в осаде долго уже сидит отряд мятежников, среди которых и их соседи, некоторые целыми семьями.

Мой прадед собрал обоз и отправил его в лес. Восставшие набрались сил и выбили красных из села. А через три месяца в село зашла банда «красных партизан». Одна из жительниц донесла на моего прадеда. Со словами: «Так будет с каждым, кто помогает белым!», моему прадеду отрубили голову. Это было на площади перед храмом, на глазах жены и детей (бабушке моей тогда было 12 лет).

Потом доносчицу привязали к столбу и со словами: «А так будет с каждым, кто своих предает!», забили плетьми. Я знаю, что прадед отправил бы обоз и красным, для него это были просто голодающие люди, а перед Богом все равны.

Арест священнослужителя.
Арест священнослужителя.

А в 1933 году его судьбу повторил сын, тоже ставший священником. Его арестовали по доносу, требовали принародно отказаться от Бога, но сломить его не смогли и через два месяца пыток расстреляли. Он был реабилитирован в 1958 году.

Власть проиграла. Люди тайком ходили в церковь, крестили детей, отпевали покойных, просили защиты и покровительства. В тридцатые годы репрессии усилились, и к началу ВОВ Церковь была практически обескровлена.

Однако, с начала войны повсеместно велись службы о спасении Отечества, о прославлении воинов-защитников, о выздоровлении раненых, о голодающих в блокадном Ленинграде и др. Церковь благословляла на ратный труд и на оказание сопротивления захватчикам, собирала деньги на вооружение и обмундирование, отправляла на фронт обозы с продовольствием.

Фотограф Евстратов Виктор. Апрель, 2016 г.
Фотограф Евстратов Виктор. Апрель, 2016 г.

Именно война оживила религиозную жизнь в стране, атеистическая пропаганда сошла на нет. В 1943 году, по инициативе Сталина, прошла встреча с представителями духовенства. Не удалось и гитлеровцам воспользоваться «плодами» религиозной войны в СССР.

На оккупированных территориях открывались храмы с целью создания выгодного образа немецкой власти, но многие из них стали оплотом в подпольной борьбе с «благодетелями» и поддержке партизанского движения.

Искренняя благодарность за ваш интерес и внимание. Не забудьте подписаться на канал «История Тут». Лайки, комментарии и репосты в соц. сетях приветствуются.

Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.