Как только партия большевиков перехватила власть, брошенную самодержцем и буржуазией, то сразу поставила российское общество на рельсы классовой борьбы.
Началась война со всем и со всеми – с военными, землевладельцами, промышленниками, банкирами, казаками, мышлением единоличника и мещанством, буржуазным воспитанием и, разумеется, религией.
Если вплоть до 1929 года политика молодого государства в отношении ислама была наиболее благоприятной и заигрывающей, то к РПЦ у Ленина было особо жесткое отношение с первых дней победы Октября. Именно в ней он видел наиболее опасного противника, осознавая, что Церковь есть стержень «старого мира». В первые месяцы революции был разработан ряд законов, направленных на вытеснение Церкви из жизни граждан.
26 октября (8 ноября) 1917 года был принят Декрет о земле, которым была объявлена национализация церковных и монастырских земель, вместе со всем живым и мертвым инвентарем и хозяйственными постройками.
Механизм национализации не был прописан четко и понятно, поэтому новый закон дал возможность безнаказанно грабить церкви и монастыри, а протестующих священнослужителей репрессировать. Соответствующая инструкция была издана лишь в августе 1918 года и ознаменовала следующий этап изъятия церковной собственности.
20 июня 1917 года, еще при временном правительстве, Министерству образования были переданы православные церковно-приходские школы, финансируемые из госбюджета. А в ноябре 1917 года большевики отрезали от государственной казны все духовные учебные заведения.
В декабре 1917 года вышло постановление о передаче церковно-приходских школ и других образовательных учреждений, подчиненных Святейшему Синоду, в Наркомат просвещения.
Лишь в 1944 году с разрешения властей был открыт Богословский институт и пастырские курсы, преобразованные в 1946 году в Духовную академию и семинарию.
С января 1918 года началось активное изъятие имущества церквей и, в первую очередь, типографий. Уже отпечатанные книги религиозного значения предписывалось вернуть Синоду, но по факту это исполнено не было.
18 (31) декабря 1917 года принят Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния. С этого времени церковные браки перестали признаваться законными. Люди могли венчаться и крестить детей, но делать это было рискованно и негде.
02 февраля (20 января) 1918 года родился Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Этим законом Церковь была отстранена от участия в любых государственных делах и переведена на самоокупаемость. При этом провозглашалась свобода вероисповедания, что было явным лицемерием. Большинство церквей было закрыто, а домашние иконостасы и нательные кресты люди прятали.
Нужно сказать, что к 1917 году Церковь прошла определенный путь реформ, и церковная реакция на русскую революцию была скорее положительной. Однако, с приходом большевиков церковь оказалась расколота. Возникла обновленческая церковь, члены которой сотрудничали с советскими органами безопасности, чем воспользовалась власть. Представителей левонастроенного духовенства сделали прямыми агентами ЧК, что сразу подточило авторитет Церкви в народе.
Вожди революции осознавали, что если оторвать народ от Церкви, то битву за электорат можно считать выигранной. Поэтому против РПЦ и священнослужителей был развернут настоящий террор. В ход шло все: от откровенно лживых статеек о двуличном житие «поповского сословия» в пролетарских изданиях, до разграбления церквей, разрушения храмов, репрессий священников, глумлений над символами Веры.
Но, как показала история, достичь желаемого результата богоборец Ленин и другие вожди Советского государства так и не смогли.
Спасибо вам, уважаемые читатели, за то, что дочитали эту статью до конца. Очень хочется получить от вас отклик в виде лайка и подписки на канал. Поддержите нас: расскажите друзьям в соц. сетях. Своим мнением по этой теме поделитесь в комментариях.
Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.
P.S. Историческая справка: художник Иван Алексеевич Владимиров жил в то время, о котором говорится в статье (29 декабря 1869 Вильно, Российская империя — 14 декабря 1947, Ленинград, СССР). Его картины написаны на с реальных людей и событий.